Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

САМАРСКИЙ ЗАВОД "ПРОГРЕСС"

"...Смеем вас заверить, господа, что велосипеды, автомобили, дрезины и паромобили, изготовленные в мастерских г-на Меллера, ни в чем не уступают немецким, английским или итальянским", - писала одна из московских газет в 1898 году о велосипедной фабрике "Дукс", основанной в 1894 году в Москве обрусевшим немцем Ю.А.Меллером. К слову о велосипеде. В кинохронике, тех далеких лет, сохранились кадры, поистине символические. Основоположник космонавтики как науки К.Э.Циолковский едет на велосипеде... "Дукс". При всем своем даре предвидения, не мог предположить Циолковский, что меллеровской мастерской "Дукс" предстоит стать Самарским заводом "Прогресс", на котором изготовят две ступени ракеты-носителя "Восток" и вынесет она космический корабль с первым в мире космонавтом на околоземную орбиту. Что ж, история любит устраивать такие вот неожиданности.

В 1910 году завод уверенно заявил о себе, как о создателе первого российского военного дирижабля "Кречет", следом за ним - самого быстроходного в мире дирижабля "Дукс", а затем и самолетов "Фарман", "Меллер". В годы первой мировой войны каждый третий российский самолет был изготовлен заводом "Дукс". На самолете "Ньюпор-4", построенном на заводе "Дукс", 27 августа 1913 года П.Н.Нестеров совершил первую в мире "мертвую петлю".

И если говорить о дальнейшей многолетней истории создания воздушного флота СССР, значит, речь следует вести все о том же заводе, переименованном 19 февраля 1919 года в авиационный завод №1. Этот номер словно определил трудную и почетную судьбу завода первопроходца - быть первым в освоении самой передовой техники.

Нам, сегодняшним, может показаться историческим предвидением будущей космической биографии завода тот факт, что 19 мая 1939 года на заводском испытательном аэродроме был проведен успешный запуск первой в мире двухступенчатой ракеты, изготовленной по чертежам заводского конструктора И.А.Меркулова. Через год успешно прошло первое воздушное испытание ракетоплана РА-318, конструкции С.П.Королева, с жидкостным двигателем В.П.Глушко.

В 1940 году за успешное выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения завод награжден орденом Ленина.

Великая Отечественная война по-своему распорядилась судьбой московского авиационного завода №1. В сверхсжатые сроки было демонтировано, вывезено и вновь установлено оборудование на новой площадке, расположенной на окраине города Куйбышева и называемой "Безымянка".

Завод все 4 военных года выпускал самолеты: штурмовики и истребители и, участвуя во Всесоюзном соревновании, 26 раз удерживал Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. А когда прогремел долгожданный салют Победы, знамя было передано заводу на вечное хранение. И тогда же на него, рядом с орденом Ленина, была прикреплена вторая награда - орден Красного Знамени.

И быть бы Самаре, с ее эвакуированными в годы войны из Москвы и Воронежа двумя авиагигантами №1 и №18, крупнейшим в стране поставщиком крылатой техники, если бы не 2 января 1958 года. Тогда Правительством было принято Постановление об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на базе завода №1. В феврале 1958 года Главный Конструктор Сергей Павлович Королев отправляет в командировку на завод №1, ныне завод "Прогресс", своего представителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского сопровождения производства ракеты Р-7.

С.П.Королев предложил директору завода Виктору .Яковлевичу Литвинову взаимные обязательства: "Вы немедленно начинаете реконструкцию цеха главной сборки, а мы на опытном заводе изготовим для Вас узлы и агрегаты, чтобы Вы могли собрать первые машины". Реконструкция на заводе началась с организации цеха №15 - главной сборки ракет.

Были до предела жесткие графики монтажа нового оборудования, а главное - освоение принципиально новых технологий, материалов, методов контроля и испытаний, клепка заменялась сваркой. Менялась технология, заменялись стапели, цеха приводились в соответствие самым жестким требованиям по оснащенности, чистоте и освещенности. В цехе №3, осваивавшем изготовление баков Р-7, полы и стены выкрашены светлой краской, чистота, тишина, раздавалось лишь легкое потрескивание сварочной дуги, пахло озоном. Вход в цех запрещен без белого халата. Иногда В.Я.Литвинов проверял чистоту носовым платком.

В сознание людей внедрялся качественно новый подход к "космической" работе. Авиационная техника - это техника многоразового использования. Самолет возвращается из испытательного полета на аэродром и у конструкторов и испытателей есть возможность исправить обнаруженные недостатки. С ракетой - все иначе. Здесь команда "пуск" - как приговор, не подлежащий обжалованию. Поэтому, на каждом этапе изготовления любого узла, многократно, как перегрузки в космосе, возрастали требования к качеству любой технологической операции.

Выполнение такого объема, которого потребовала от завода новая космическая тематика, заняло бы во много раз больше времени, если бы не одержимость и фантастическая работоспособность ее главного идеолога - Сергея Павловича Королева. Его энергия, как по закону притяжения, подчиняла себе все, что имело отношение к программе. Создавались новые научно-исследовательские институты, новые производства и предприятия, новые методы контроля.

В Куйбышеве был построен мощный металлургический завод, выпускающий алюминий нового качества для космоса. Выстраивалась четкая система взаимодействия свыше 1000 предприятий в других городах и республиках.

Не будет большим преувеличением сказать, что все лучшее и передовое в науке и технике работало на производство нового изделия. Но освоить и реализовать этот объем новых технических идей было не просто. Инженерно-технические и рабочие кадры переучивались. Многие направлялись на учебу в Подлипки (г. Королев). Завод работал круглосуточно. И то, что меньше, чем через год первая ракета сошла с заводских стапелей, говорит само за себя. В период освоения ракеты 8К71, при содействии С.П.Королева, заводом получено и установлено большое количество испытательного оборудования и КИП.

Двигатель для третьего летного экземпляра ракеты поступил на завод 17 декабря. Оставалось 14 дней до конца месяца, года и срока выполнения правительственного задания! Что делать, как быть?

В Подлипках на опытном заводе ракету собирали за 3 месяца.

- Необходимо разработать почасовой график сборки. Ракета должна быть собрана в срок! - заявил В.Я.Литвинов обращаясь к начальнику сборочного цеха М.Г. Перчонок.

В Куйбышеве третий летный экземпляр "семерки" 31 декабря 1958 года в 23.00 успешно выдержал испытания.

Изделие вывезли на Байконур, все было готово к старту. И вдруг, вечером 16.02.59г. за несколько часов до старта обнаружилась неисправность в преобразователе тока. Василий Прокофьевич Малина - бригадир сборщиков, получивший в 1966 году звание Героя Социалистического труда, поднялся на высоту 30 м. Мороз и ветер обжигали лицо и руки, пронизывали до костей тело. Но он устоял. В темноте, просунув в люк руки, на ощупь снял неисправный преобразователь, и к утру установил новый.

Первая ракета Р-7, изготовленная в Куйбышеве, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Началось освоение более совершенной ракеты Р-7А, затем изделия Р-9А. Город Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита нашей Родины.

Пройдя последовательно несколько стадий модификации, знаменитая "семерка" до сих пор не знает равных себе.

За успешное освоение и серийный выпуск изделий новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1960 года завод "Прогресс" получает третью награду - орден Трудового Красного Знамени. К наградам были представлены 189 лучших его работников.

Все-таки, как ни крути, а идея, какой бы блестящей она ни была, реальностью становится, когда за нее берутся люди с обычными рабочими профессиями: токари и сборщики, сварщики и испытатели, монтажники и контролеры ОТК - все они просто выходили в свои рабочие смены. Другое дело, что иногда смены растягивались на многие часы, но это для завода "Прогресс" было привычным. И, честно говоря, не было времени удивляться тому, что некогда фантастические замыслы превращались ни в чьих-нибудь, а в руках заводчан, в реальность - в космическую ракету. Гордость? Она пришла потом, когда 12 апреля 1961 года на экранах телевизоров они увидели старт "семерки" и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. В самом деле, ни откуда-нибудь, а с самарской земли отправились на Байконур 2 первые ступени ракеты-носителя 8К72 "Р-7". И ни с кем-то, а с "прогрессовцами" после приземления встречался первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин. К слову сказать, на заводе побывали и Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова. И слова благодарности за надежность космической техники, которые они высказали заводчанам на коротких импровизированных митингах, были заслуженными. Начался отсчет космической эры на заводе.


САМАРСКИЙ ЗАВОД "ПРОГРЕСС"

ЛУННАЯ РАКЕТА "Н1"

"ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

ЦСКБ

 

 


Г.В. Маевская

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.