Май 1987 года. Идет подготовка к 1-ому старту ракеты-носителя "Энергия". На космодроме Байконур правительственная делегация во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС, министры, партийные и государственные деятели, члены Совета Главных конструкторов. Генеральный конструктор НПО "Энергия" академик Валентин Петрович Глушко, его заместители, Главные конструкторы: ракеты-носителя "Энергия" - Борис Иванович Губанов, корабля "Буран" - Юрий Павлович Семенов и среди них Станислав Александрович Петренко - директор и Главный конструктор организованного приказом министра общего машиностроения С.А.Афанасьевым от 30 июля 1974 года Волжского филиала НПО "Энергия" - головного разработчика центрального и старто-стыковочного блока ракеты-носителя "Энергия". Невысокого роста, плотный, с внимательными спокойными глазами, неторопливыми движениями он не выделялся среди группы руководителей, но принимающий высоких гостей Б.И.Губанов часто обращается к нему - руководителю КБ, разработчику кислородно-водородного блока уникальных размеров.
Думал ли деревенский паренек, что когда-нибудь он вместе с руководителями ракетно-космической отрасли страны будет запускать самую большую в мире ракетно-космическую систему.
Еще в школе в селе Студеное Северо-Казахстанской области, где он родился 15 октября 1939 года, проявился интерес к технике. Отец Александр Максимович работал в МТС, мать Мария Николаевна - в колхозе. Большая семья Петренко жила, как и все, трудно, а у односельчан пользовалась уважением за свое трудолюбие, аккуратность и любовь друг к другу. Время было тяжелое, и после окончания школы Станислав пошел работать. В его трудовой книжке значится - токарь, комплектовщик на заводах Казахстана и Челябинской области. Рабочая закалка осталась на всю жизнь - любовь делать все своими руками. Но он хотел не только делать, но и знать почему и как это делается. Поступает учиться в Челябинский политехнический институт на факультет с "закрытой" специальностью, где что-то "шумит и иногда взрывается". Это что-то - ракетная техника, определившая всю его судьбу.
На машиностроительном заводе в Улан-Уде осваивали самолет Ан-24, а молодой специалист Станислав Петренко на летно-испытательной станции отрабатывал его пневмогидросхему. В 1966 году командировка в Куйбышев изменила жизнь. Петренко решает переехать на Волгу и начинает работу конструктором летательных аппаратов в Куйбышевском филиале Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, работавшего тогда по замыслу С.П.Королева над проектом знаменитой Лунной программы, создавая ракету-носитель Н1. Молодого специалиста из далекого Улан-Удэ поразили в заводском цехе размеры баков ракеты, стоявших на стапелях, и десятиметровые шары, подвешенные на высоте 10-15 метров. Все это казалось кадрами из фантастического фильма. Затем длительная командировка на Байконур. Туда ездили надолго, при этом возмущаясь вслух, а душа отъезжающего наполнялась гордостью и чувством ответственности, особой сопричастности к освоению космоса. Только там, пройдя все этапы от линии на ватмане до огня и грохота мощных ракетных двигателей, до увиденного своими глазами подъема 2000-тонной махины, одновременно огромной и изящной, почувствовав единение с товарищами, делающими общее дело, можно сказать себе: - "это дело всей моей жизни". Семь лет работы на космодроме Байконур дали Станиславу Александровичу знания техники, опыт руководителя и практику принятия решений, деловые и личные контакты с множеством людей. Все это пригодилось при работе над РН "Энергия".
Участие в разработке документов по кооперации заводов и КБ для изготовления агрегатов ракеты, поставки материалов и комплектующих, объем и методы экспериментальной отработки - эти и многие другие вопросы пришлось решать молодому начальнику отдела по разработке монтажей ПГС численностью более100 человек, самого крупного во всем министерстве.
Шли годы. Грамотный, инициативный, не считающийся с личным временем начальник отдела С.А.Петренко назначен заместителем начальника и Главного конструктора Волжского филиала.
Это было время работы над изделием "25". Впоследствии ракета-носитель по предложению Генерального конструктора В.П.Глушко получит название "Энергия".
Еще не было готово штатное изделие 1Л, а уже было принято решение о пуске стендового изделия 6СЛ с габаритно-массовым макетом объекта "Скиф". Решение неординарное, возлагающее огромную ответственность за различные нештатные ситуации на разработчиков и их Главного конструктора.
15 мая 1987 года шестидесятиметровая ракета, сотрясая землю, обрушив на нее водопады огня, медленно отрывается от старто - стыковочного блока и уходит в небо. В этой ракете был сконцентрирован весь опыт отечественного ракетостроения, весь научный и технический потенциал страны. Но, не будь Королевской "семерки", Н1, других ракет, не было бы "Энергии".
Уходит на заслуженный отдых Борис Георгиевич Пензин - первый руководитель ВФ НПО "Энергия" и вместе с должностью начальника и Главного конструктора Станислав Александрович Петренко отныне берет на себя ответственность за весь коллектив и его работу. Первоочередной задачей, стоящей перед коллективом, были вопросы ведения производства РН "Энергия".
Впереди был второй пуск РН "Энергия" с кораблем "Буран". Необходимо было учесть все ошибки и недостатки, допущенные при подготовке к первому запуску, и не допустить их. Станислав Александрович, вникая в каждую мелочь, не чурался мнения сотрудников. Он никогда не повышает голоса, не стучит кулаком по столу, все эмоции внутри. Это тяжело для него, но полезно для дела.
15 ноября 1988 года успешный запуск РН "Энергия" и полет "Бурана" с приземлением в автоматическом режиме показал и, что советская промышленность и наука достигли новых высот в освоении космоса. Этого часа ждали более 10 лет.
Судьба любого изобретения схожа с судьбой человека. РН "Энергия", рожденная в муках, пережила свой расцвет, постепенный уход в забытье, а с аварией в МИКе, совсем ушла в небытие. Она была любимым детищем коллектива Волжского филиала, да и могло ли быть иначе, ибо с ней связаны воплощенные в реальность, на первый взгляд казавшиеся фантастическими, идеи. Слишком часто работа специалистов именовалась "впервые" и "уникальной", и последовавшая потом боль утраты... И, не вина коллектива в том, что сняли с производства РН "Энергию", уничтожили оборудование, технологическую оснастку, разрушили кооперации научных и производственных предприятий, что нет больше ни Министерства общего машиностроения, ни страны - СССР. И, все-таки судьба РН "Энергия" была счастливой. После 2-х таких запусков, должен был бы наступить "звездный" час для всего коллектива, но... Отношение руководства страны резко изменилось ко всей ракетно-космической отрасли. Тогда, в мае 1987 года, Генеральный секретарь улетел буквально накануне запуска, посеяв в душах байконурцев недоумение и непонятную обиду.
Но история человечества - лучшее доказательство того, что политики от фараонов до Президентов, укрепляя или разваливая свои империи, не способны затормозить развитие идей.
Предприятие, именуемое теперь ВКБ РКК "Энергия", продолжает работу над РН "Энергия-М", "Квант", "Ямал", МКС "Альфа", значит живет дело, которому посвятил свою жизнь Главный конструктор, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, доктор технических наук, профессор, ветеран родного предприятия, награжденный орденами Трудового Красного Знамени и орденом Почета Станислав Александрович Петренко.
Аркадий Болдырев