Арнольд Григорьевич Азрикан (19061976г.г.), заслуженный артист УССР, Лауреат Сталинской премии – выдающийся мастер оперной сцены, драматический тенор, в репертуаре которого около 100 партий, среди них30 ведущих в операх русских, зарубежных, советских композиторов. Огромный концертный репертуар. Пел на многих оперных сценах СССР, в куйбышевском оперном театре в 194950г.г. Здесь же поставил оперу Дж. Верди «Отелло», имевшую огромный успех. Проявил себя как талантливый режиссер и замечательный вокальный педагог.
Уникальная книга
Передо мной роскошно изданная на русском и английском языках, богато иллюстрированная книга: АРНОЛЬД АЗРИКАН Романс для драматического тенора. Авторы Дина и Дмитрий Азрикан, дети выдающегося артиста, которые живут в США. Книга издана в Хайленд Парк, Иллинойс, США в 2006 году к 100летию артиста.
Интересна история появления этой книги в Самаре. Всему виной Интернет, великое чудо цивилизации. Дина Азрикан прочла на сайте журнала «Самарская Лука» мою статью об артистке куйбышевской оперы Татьяне Николаевне Пахомовой, партнером которой в спектакле «Аида» был ее отец Арнольд Азрикан. Узнав номер телефона, Дина попросила меня поделиться воспоминаниями об отце, ведь именно куйбышевский период творчества был «белым пятном» в его биографии. Дина прислала книгу. И потекли воспоминания, которыми хочу поделиться.
Но прежде о самой книге. Скажу сразу, что читается она с огромным интересом. Каждая строчка дышит любовью дочери, выросшей в театре отца и делившей с ним радости творческих побед и горечи невзгод, которых, увы, выпало немало на долю артиста. Дина не пропускала ни одной премьеры и скольконибудь значительных спектаклей. Прилетала даже из Америки. Свои воспоминания об отце она назвала Голос дочери. В дуэте с ней звучит и Голос брата Дмитрия, который добавил в эту историю немало интересных страниц. Дополнил этот дуэт стройный ансамбль голосов друзей и коллег артиста. В результате получился яркий многогранный портрет замечательного певца, артиста, режиссера, педагога и человека. Итак, перелистаем страницы этой замечательной книги.
Арнольд Азрикан родился в 1906 году и был одним из семерых детей в бедной семье одесского столяра. Домашним образованием его занималась сестра Фаня, которая была учительницей математики и знала несколько иностранных языков. Чтобы помочь семье, Арнольд рано начал трудиться на разных подсобных работах. С 12 лет пел в церковном хоре. Здесь его и услышал Александр Вертинский, подарил ему яблоко и предсказал карьеру певца. Природа щедро одарила его прекрасным голосом, к тому же он прошел хорошую вокальную школу в училище Гнесиных (Москва), в одесской консерватории и позже у итальянского маэстро. С педагогами ему повезло.
В 19 лет Азрикан стал хористом одесского оперного театра. А вскоре солистом театров Одессы, Харькова, Киева. «Сцена становится смыслом жизни, страстью, счастьем и страданием, тем божественным миром музыки, который он покинет всего лишь за несколько месяцев до своей смерти. Всю свою жизнь он был безгранично предан оперному искусству, трудился на сцене до седьмого пота и ни разу не позволил себе ни одного «проходного спектакля»
С 19341941 годы – ведущий солист киевского оперного театра, где получил звание Заслуженного артиста УССР. Пел в ряде замечательных спектаклей, таких как «Тоска», «Кармен», «Пиковая Дама», «Аида» и др., но этапным стал для него «Отелло». Его исполнение главной партии заслужило высшую оценку известных искусствоведов А. Гозенпуда и И. Бэлзы. По словам Дины: «Он буквально заболевает этой ролью. Отелло становится не только его самой страстной любовью, но и судьбой. Отныне он всегда будет стремиться в те оперные театры, где шел или планировался к постановке этот спектакль».
Война разрушила многие планы. Не состоялся переход в московский театр имени К. Станиславского. Большая семья Азрикана понесла трагические потери: почти все родные были расстреляны нацистами. Погибли многие друзья и коллеги. Был разрушен дорогой его сердцу Киев. Артист тяжело переживал все это, но надо было жить, петь... Сын Дмитрий вспоминает военное время как кошмарный сон: постоянные переезды, вокзалы, пересадки, эшелоны, ночевки на асфальте вокзальных площадей, холод, голод... Казалось, войне не будет конца. Промелькнули города: Куйбышев, Ашхабад, Ташкент, Новосибирск, Иркутск, Кемерово, Баку, Свердловск, АлмаАта… Азрикан активно участвовал в работе фронтовых бригад, дал свыше 300 концертов. Пел в госпиталях, на кораблях арии, романсы, итальянские и русские песни. Особенно любили бойцы в его исполнении песню Н. Богословского «Темная ночь», которую приходилось бисировать по многу раз.
Значительной вехой в его творческой жизни стало вокальное озвучивание к/ф «Воздушный извозчик» (АлмаАта, 1943). Он «подарил» свой голос артисту Григорию Шпигелю, который в фильме играл роль капризного тенора солиста ГАБТа. Азрикан блестяще исполнил за кадром русскую песню «Ноченька» и арию Канио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Исполнители главных ролей Л. Целиковская и М. Жаров были в восторге, а Шпигель в течение всей жизни благодарил Азрикана за «аренду» его замечательного голоса, поздравлял с успехами, праздниками и проводил его в последний путь 19 июля 1976 года.
Судьба бросала Азрикана из театра в театр. Он исколесил всю Россию. Причины разные, но главная независимый ранимый характер, неумение угождать. В 1944 году он прибыл в свердловский театр, который стал главным в его жизни, театром его славы и любви. Это был поворот в его творческой судьбе. Здесь 21 апреля 1945 года состоялась судьбоносная премьера «Отелло». Спектакль имел огромный успех и был удостоен Сталинской премии (1946). В центре внимания исполнитель главной партии А. Азрикан. Приехали столичные критики, музыковеды, появились рецензии в центральных и местных газетах. Блестящий отзыв дал И. Бэлза. Глубокий анализ исполнения А. Азриканом роли Отелло опубликовал М. Мин в газете «Уральский рабочий» (1946, 3 июля). Вот фрагменты этой статьи:«У каждого художника есть творение, в котором его талант проявляется особенно ярко,... в котором он поднимается до подлинного искусства. Таким созданием у Арнольда Азрикана является образ Отелло в опере Верди... Азрикан рисует своего героя в сдержанной гамме красок, без сатанинского рычания и сентиментальной слащавости,... без красивой аффектации, к чему так охотно прибегают скороспелые трагики. Отелло у Азрикана человечен от начала и до конца, добр, доверчив, простодушен. Лишь под влиянием интриг вероломного Яго в нём загорается пламень безрассудной ревности, он становится страшен в слепой ярости... В опере Верди, как ни в какой другой, раскрылось замечательное вокальное и актёрское дарование Азрикана...
В некоторых эпизодах голос певца, отличающийся особым приятным тембром и звучностью, достигает большой драматической силы. «Петь Отелло, говорит А.Г. Азрикан, доставляет мне невыразимую радость. На этот спектакль я иду как на праздник».
Зрители так любили Азрикана, что в голодное послевоенное время обменивали продовольственные пайки на билеты в театр, где пел любимый артист. Его окружали толпы поклонниц. И Азрикан отвечал на любовь зрителей интенсивной работой: за 10 дней пел по 6 труднейших спектаклей, таких как «Кармен», «Пиковая Дама», «Отелло», «Аида», и всегда с колоссальной отдачей. Иначе он просто не мог. Как же страстно надо было любить театр, зрителя, чтобы выдерживать такую нагрузку! В этом театре он проработал восемь лет. Свердловчане не хотели отпускать его, когда контракт закончился, писали на асфальте под его окнами огромными буквами: «Азрикан, не уезжай!» Его любили не только зрители, но и коллеги. Он был безгранично щедр, всегда помогал попавшим в беду артистам, рабочим сцены, оркестрантам.
После Свердловска — снова в путь: ставил «Отелло» как режиссер в Куйбышеве, Саратове, Баку, Кишиневе. И везде сам исполнял главную партию. По словам Дины, его жизнь делилась на две половины, одну из которых он проводил на сцене, другую — в самолетах и поездах. Семья обычно следовала за ним.
Так случилось, что последним театром в его жизни стал кишиневский. В 1964г. он поставил здесь спектакль «Отелло», посвященный 400летию Шекспира. И, как всегда, он сам должен был петь Отелло. Но случилось неожиданное: в день премьеры Азрикан узнал, что он отстранен от исполнения заглавной партии, хотя генеральная репетиция прошла на редкость удачно. Это был страшный удар. Он ушел со спектакля после первого акта и покинул сцену. Но не навсегда. Последующие четыре года он плодотворно работал со студентами кишиневской консерватории, ставил оперные спектакли, в которых сам пел с неизменным успехом.
В 1968 году он вернулся в театр, чтобы спеть Отелло в последний раз. Дина, прилетевшая на спектакль, стала свидетельницей чуда: папа был снова молод, легок, горяч. Она поняла, что всю свою жизнь в театре он прожил в образе Отелло и покинул эту сцену как воинпобедитель во всем блеске своего таланта. Занавес закрылся, аплодисменты не смолкали. Арнольд Азрикан вышел на сцену. Как всегда, самый первый и низкий поклон галерке, потом партеру, потом ложам. И вдруг произошло неожиданное. Он резко опустился на колени и прижался губами к полу сцены, потом так же быстро поднялся, сжал двумя руками тяжелый бархатный занавес и опустил в него свое лицо... Зрители плакали. Так он простился со сценой навсегда, но продолжал педагогическую деятельность. Через восемь лет его не стало.
Его партнерами и друзьями были люди, имена которых навечно вписаны в анналы отечественной оперной сцены и музыкального искусства. Назовем хотя бы некоторых из них: Ирина Архипова, Вера Давыдова, Мария Максакова, Наталья Шпиллер, Александра Ропская, Ирина Масленникова, Павел Лисициан, Николай Печковский; дирижеры Натан Рахлин, Ниссон Шкаровский; пианистка Белла Давидович и ее муж скрипач Юлиан Ситковецкий; балерина Ольга Лепешинская, танцовщик Вахтанг Чабукиани и многие другие.
И Дина, и Дмитрий с болью и обидой пишут о том, что отец не получил должного признания, хотя, безусловно, это был мастер мирового класса. Но ни одна газета не дала некролога. Дина даже хотела назвать книгу «Забытый певец». Но, получив множество писем от его коллег, учеников, зрителей, поняла, что он не забыт. Сколько тепла, благодарности в этих письмах! Муслим Магомаев назвал его «великим, легендарным певцом».
Сын оригинально, с юмором оценил достижения отца в операх «Тоска» и «Отелло»:
«Пуччини и Верди, думаю, были бы довольны и выпили бы за его здоровье бутылку тосканского Мерло. А может так и происходит у них сейчас там». Больше всей ролей отца Дима любил его Германа в «Пиковой Даме».
В общем хоре друзей звучит голос Николая Чолака, дирижера, профессора Академии музыки, театра и изобразительного искусства Молдовы. Кишинев. «… Свой голос он сохранил до конца и навсегда остался для своих многочисленных слушателей непревзойденным Мастером вокала…..Бог даровал ему необыкновенной красоты голос, доброе, открытое сердце, горячих поклонников, благодарных учеников и любящих родных, сохранивших о нем память. Он был безмерно отзывчив. Везде, где бы он ни работал, он вызывал искреннее восхищение, глубокое уважение и огромную любовь людей. Я думаю, что он это чувствовал. Я помню его элегантность…. Весь его облик, излучающий доброту и душевную чистоту, напоминал Маленького Принца, который был «в ответе за тех, кого приручил». Как его любили студенты! Когда он проводил занятия, к нему в класс приходили не только вокалисты, но и студенты других факультетов…».
Время безжалостно уносит в лету имена людей и следы их деяний. Голос Азрикана сохранился только в кинофильме «Воздушный извозчик» (за кадром) и в записи на грампластинке двух украинских песен. Но с многочисленных фотографий смотрят на нас его герои: Радамес, Отелло, Герман, Хозе, Канио и многие другие. А ещё все эти образы хранит память счастливых свидетелей его триумфов. Хранит,… пока они живы.
Эта книга будет вечным памятником артисту, художнику, режиссёру, отцу.