О журнале
Самаре давно требовался добротный краеведческий журнал. И мысль эта посетила наших земляков не только накануне 150-летия губернии. История (политическая, социальная, военная), культура, этнография, быт, природа - все это в нашем крае отличалось не только богатством представления, но и некоей «самарской» особинкой, непохожестью на другие регионы России. Надо ли говорить, что краеведческая тема у нас в губернии всегда носила не только научный, познавательный характер, но и в хорошем смысле воспитательный - что мы без знания своего прошлого?
И в Самаре всегда были подвижники этого необходимого для общества дела, для которых непрерываемость истории, традиции, кровная связь поколений были важнее и значительнее смены политических режимов, правительств, генсеков и пр. Вот только где им можно было представить свой труд? Процветающее долгие годы «идеологическое» краеведение исключало начисто неугодные факты, события, имена. За примерами ходить далеко не надо, ведь и наш замечательный градоначальник Петр Алабин, которому наконец-то мы отдаем должное, совсем еще недавно был персоной «нон грата»...
Конечно, краеведческой тематики время от времени касались и касаются местные газеты, интересно и профессионально делается цикл «Самарский альбом» на ГТРК «Самара», а в последнее время и в рубрике Владимира Осипова на телеканале «Терра». Все это хорошо, но вовсе не снимает проблему серьезного краеведческого журнала - доступного для широкого читателя и убедительного с научной точки зрения.
И вот такой журнал появился - Шесть номеров «Самарской Луки» исподволь, без эффектного рекламного нажима начинают уверенно завоевывать практически пустующую нишу, обретая и свой стиль, и свой тон, и, что особенно важно, качество публикуемых текстов - на самые разнообразные темы. Об этом, к слову, говорит и тот факт, что в феврале 2000 года на всероссийском конкурсе «Единство журналистики и культуры» журнал стал лауреатом, заняв 8 место из 89, и был включен в международный каталог.
Появление и становление «Самарской Луки» связано с именами его редактора Галины Маевской и директора Андрея Сотосова. Сейчас поздновато говорить, с какими организационными, финансовыми, «квартирными» трудностями столкнулись они на первом этапе своего существования. Важнее другое - они нащупали ту мощную краеведческую потенцию, которая объективно существовала в Самаре, но оставалась неприкаянной. И привлекли ее в свой журнал - речь, как вы понимаете, идет о журналистах, ученых, искусствоведах, коллекционерах, природолюбах. Их не надо было уговаривать, им надо было предложить быть востребованными (очень важное обстоятельство для журналистики вообще). Надо ли говорить, что это были доки в своем любимом деле, и эту свою любовь они перенесли в журнал.
Откроем последний, шестой номер «Самарской Луки». Очерк Анатолия Галкина «Приказано выжить и победить» посвящен ветерану Великой Отечественной войны, боевому летчику, Герою Советского Союза Василию Павловичу Михалеву.
Галкин пишет о летчике не биографический очерк, в нем угадывается такая вот тонкая материя: сам бывший офицер, он вольно или невольно передает ту «военную косточку» русского (и самарского!) человека, которая исходит не из муштры, не из элитной кастовости, а из высокого и естественного чувства патриотизма. Чувство Родины обязательно присутствует в военной теме.
Любовь к родному краю освещает изнутри теплым светом большой очерк Д.В.Варенова о старинном волжском селе Ширяеве. Тут и история, и этнография, и панорама векового хозяйствования, и, конечно же, природа - этот уголок Жигулей во всем уникален. Кое-что самарским старожилам, конечно же, известно, но о многом и они прочитают впервые и с большим интересом. Очерк добротно иллюстрирован старыми и новыми фотографиями, снабжен библиографическим приложением, что для нашего бесцеремонного времени достаточная редкость.
Как теперь принято говорить, эксклюзив тоже присутствует в шестом номере «Самарской Луки». Заместитель генерального конструктора «ЦСКБ - Прогресс» Владимир Иванович Крайнов рассказывает об участии самарцев в освоении космического пространства. Пека этот материал готовился к печати, В.И.Крайнов ушел из жизни, и это его интервью - своеобразное подведение итогов главного дела жизни и, если хотите, завещание молодому поколению инженерно-технических работников Самарского аэрокосмического комплекса.
Нечасто выходит «Самарская Лука», но тем не менее успевает откликаться на знаменательные для нашего края юбилеи. В обозреваемом номере материалы музыковедов Евы Цветовой и Ирины Алюшиной посвящены 60-летию Самарской государственной филармонии. Литературовед А.И.Мартиновская пишет о выставке книг и иных материалов, связанных с именем П.В. Алабина, 175 лет которому отмечалось в прошлом году. Последняя статья хотя и невелика по объему, однако дает хорошее представление об источниках, по которым наши современники могут лучше узнать об этом видном общественном деятеле и ученом.
Читая «Самарскую Луку», вовсе не удивляешься высокому научному, фактологическому качеству статей. И немудрено: Анатолий Носков, рассказывающий о пребывании А.Н. Островского в Сызрани и Самаре, многие годы занимается «культурной» историей нашей губернии, его перу принадлежат несколько книг о поездке А.С.Пушкина в Поволжье. Музыковед Эрна Сэт в очерке «В защиту «Пиковой дамы» скрупулезнейшим образом прослеживает историю постановки этого замечательного творения П.И.Чайковского в Самаре. Не менее искушен в своем любимом деле краевед, коллекционер Василий Токарев. Его рассказ об одной из своих «древностей» напоминает детектив или, на худой конец, художественную сенсацию. Отливка, изображающая лошадиную голову, при повороте превращается в голову последнего самодержца Николая II. На фотографиях, приложенных к материалу, это хорошо видно. Этот барельеф-пародия отлит в 1896 году на Каслинском заводе, в год коронации императора. «Т.Тепляковъ» - мастер, который поставил на отливке свое клеймо, как видно, не был справным монархистом,
Есть в «Самарской Луке» и еще целый ряд интересных материалов - об истории самарского джаза, о фотохудожнике из Тольятти В.Н.Самоквасове и пр. Все они вполне вписываются в концепцию журнала о своем, качественно, доступно, с большим познавательным смыслом.