Любовь к Родине…
Что это значит для взрослого?!
А что для ребёнка?…
С чего начинается Родина…
Это не просто…
Из опыта работы по экологическому краеведению ДОУ № 149 "Ёлочка" ОДОУ АО "АВТОВАЗ")
Мы, коллектив ДОУ № 149 "Ёлочка" ОДОУ АО "Авто ВАЗ" (заведующая Т.И.Жолост), убедились в этом, работая по гуманитарно - экологическому направлению воспитания и обучения наших ребят.
Ребёнок… Одно из самых удивительных существ, созданных природой.
Сегодня, с одной стороны - состояние социально - экономической сферы, проблемы родителей, работающих посменно на ВАЗе; с другой - возрождённый обществом взгляд на ребёнка, как на личность, являются основанием к функционированию в нашем городе дошкольных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, каковым и является наш детский сад. Хорошо ли нашим девчонкам и мальчишкам? Это очень важно!
Поэтому, отмечая своеобразие работы круглосуточного детского сада, хочется сказать о том, что же оказалось главным во всём воспитательно - образовательном процессе:
- Детский сад для наших ребят стал большим и красивым, добрым и уютным домом.
- В нём каждого ребёнка любят таким, каков он есть.
Сколько чуткости и доброты в сердцах наших воспитателей - М.П.Слеповой, М.А.Бутиковой, С.А.Мельниковой, С.П.Шведовой, Н.А.Цветко, В.А.Жестковой, Е.В.Салтыковой, Т.В.Казаковой, С.В.Корнеевой и других. А от этого счастливее детство? Особенно у ребят из неполных семей?
Ведь каждый имеет право на счастье - право быть счастливым, именно в дошкольном детстве. Чтобы были любимые игрушки, любимое занятие, удивление, сопутствующее открытию окружающего мира, - что может быть радостнее и прекраснее?
И, как оказалось,это возможность прижаться к тёплому бочку четвероногого друга, покормить белочку, послушать щёлканье попугаев, загадать желание золотой рыбке в экологическом центре "Лукоморье" с весёлым, хлопотливым, сказочным Лукошей.
Радость от общения с Живой Природой - первая ступенька к большой и светлой любви к Родине. Так считают замечательные специалисты детского сада - эколог Н.П.Никонова, краевед О.Ю.Загайнова, воспитатель по изодеятельности Т.А.Мягкова
Поэтому, гуманитарно-экологическая направленность работы (по которой ДОУ № 149 работает с 1983 г.) даёт свои положительные результаты.
Данное своеобразие содержания воспитательно - образовательного процесса диктует и особое место расположение детского сада - на опушке лесопаркового массива Автозаводского района г. Тольятти. Не требует доказательств утверждение о благотворном влиянии Природы с её миром красок, звуков, запахов на человека, особенно маленького.
Гуманистически ориентированный процесс познаний родного края основан на постепенном "погружении" и "вживлении" ребёнка в мир родной волжской природы.
"Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить", - так утверждает В.Френкл в своей работе "Человек в поисках смысла"(1972 г.)
Поэтому - осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу, сопереживание и сочувствие каждому живому существу - вот та главная цель, попытка достичь которую, предпринята нашим педагогическим коллективом.
Что нравится нашим ребятам? - Конечно, праздники!
Это - "День птиц" - 1 апреля
"День Земли" - 22 апреля
"Берёзкины именины" - 6 июня
"Рябинкины именины" - 20 октября
"Синичкин День" - 12 ноября, и многие другие.
Обрядовые праздники Земли Волжской, которые вдохновенно проводят музыкальные руководители детского сада О.В.Гасанова, Е.В.Янова
Кого встечают дете в нашем лесу?
Белки, совы, дятлы, свиристели и многие другие представители животного мира вызывают неподдельное изумление в туристических походах по экологической тропе "Топ-Чумба". Творческой группой воспитателей (В.А.Лоханина, Т.А.Киселёва, Н.М.Трапезникова) разработано 12 вариантов экомаршрутов, каждый из которых соответствует месяцу года. Особенно полюбились ребятам "Муравейник", "Золотые - непростые", "Белая книга Природы", "Голубая ленточка".
Результатом 10-летней педагогической деятельности ДОУ № 149 сегодня является образовательный проект воспитания нравственных чувств в процессе экологического краеведения, которым руководит к.б.н. Э.Э.Баранникова. Он предполагает знакомство ребят с родным краем, как на естественно - научной, так и на народоведческой основах. И назван он очень по - детски - " Сказки Самарской Луки".
Технологический процесс данного проекта включает в себя создание определённой предметно - развивающей среды на территории ДОУ:
- это топографическое изображение Самарской Луки с персонажами из сказок, былин, легенд, характеризующих основные природоведческие объекты.
- это центр песка, центр обычной и голубой глины, центр воды, центр огня, созданные по народным сказкам Самарской Луки: "Искатели кладов", "Хозяин Волги", "Каменная чаша", "Печь- купец" и др.
- это крепость - бастион "Старый Ставрополь" с настоящим старинным гербом города;
- это обозначение национального парка "Самарская Лука" с его символом - лукавой лисицей; и многое другое, созданное руками педагогов для наших ребят.
"Ведь если интересно и нравится - будут любить?"- задумались мы.
В группах также были созданы центры краеведения - у каждой возрастной группы своя "Самарская Лука".
Краеведческий проект невозможен без экскурсий (экспедиций, пленеров), без исследовательской деятельности, без народоведческих занятий, без театра…
Например, в подготовительной группе ребятам предлагаются кусочки доломита (ракушечника). Обследуя камни дети определяют окраску, структуру, характер поверхности, наличие вкраплений, следов, отпечатков; относительный вес камней, их хрупкость и т.д.
Творческим же результатом данной деятельности является, наверное, выход на следующие формы организации детского интереса:
- по художественно - творческой деятельности - изготовление макетов: "Сад камней", "Скальный ландшафт" и др.; рисование "Утес Шелудяк", "Каменная чаша", пещеры в Жигулях;
- сбор и оформление коллекций "Камни Жигулей", "Следы древней жизни" (камни и слепки с камней);
- в речевой деятельности - придумывание счастливого конца сказки… продолжения сказки…
Краеведческий проект невозможен без разного вида экскурсий (экспедиций, пленеров), без исследовательской деятельности, без народоведческих занятий, без театра…
Особое место в проекте занимают народные волжские сказки, заботливо литературно обработанные О.Ю.Загайновой и О.В.Каспаровой для детей дошкольного возраста.
Так, малышам мы рассказываем такую волжскую сказку о мужичке, о глиняном, Там - Адей звали которого…
"На берегу реки Усы жили - были старик со старухой. Детей у них не было. И долгими длинными, вечерами садилась бабушка возле окошка, да затягивала печальную песню:
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали.
Ах, кабы на меня не кручина,
Ни о чём бы - то я не тужила.
Не сидела бы я подпершися,
Не глядела бы я в чисто поле…
И уж так - то её тоска одолела, что она и говорит своему деду.
- Дед, смастерил бы ты мне сыночка.
Так и сделал дедушка. Пошёл и сделал дитя из глины. И назвали они его Там - Адя.
Стал Там - Адя есть просить. Что не дадут всё съедает, да ещё просит. Всё в доме поел, даже горшки.
Вышел из дома - стал на дворе всё глотать. И всё ему мало.
Пошёл Там - Адя к реке Усе. А там, со всей деревни гуси. По реке плавают, травку щиплют. Съел Там - Адя всех гусей.
Идёт дальше. На лугу коровы пасутся, сочную травку жуют. Съел Там - Адя всех, только одна корова спаслась - за речку Усу убежала. Там - Аде в воду нельзя, он, ведь, глиняный - раскиснет.
Пошёл Там - Адя в овраг. Навстречу ему мужик сено везёт. Так Там - Адя съел и лошадь, и телегу, и мужика.
Увидали дедушка с бабушкой, что Там - Адя съедает всё что под руку попадётся, и прогневались на сына.
Привезли дед с бабкой в село Переволоки, где Уса до Волги ну почти касается, глазом с горы оба берега видно да и
Приказали сослать его с очей долой,
Велели спознать чужую сторону,
Чужую сторону не знакомую,
Что вниз по Волге лежит.
И жалеть об этом и не подумали…"
Интересно? Вернулся ли сынок? Как вы
думаете?
Ведь не нужно доказывать, что лишь апеллируя к эмоциональной сфере ребёнка, можно решить сложнейшую психолого - педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребёнка.
Именно этим положением руководствуется в своей деятельности психолог ДОУ № 149 Е.С.Самойлова
Во что играют наши дети?
Всё просто - есть "Магазин" и "Зоомагазин", "Больница" и "Ветлечебница", "Парикмахерская" для людей и их друзей - собак и кошек, хомячков и кроликов, и других животных, "День рождения Алёши" и "День рождения "Ёлочки", и многое другое. Через создание таких экологически ориентированных игровых проблемных ситуаций мы можем диагностировать отражение детьми полученных в природе впечатлений, а также уровень понимания или непонимания, принятия или непринятия экологических проблем.
Посмотрите, как проста и гениальна диагностика у Мастера - В.А.Сухомлинского: "Сломанная в саду веточка - отношение к этому педагогов и детей" - вот что определяет нравственный климат образовательного учреждения.
Хотелось бы верить, что любовь к Родине придёт к нашим детям через экологическую воспитанность каждого из них.
Любовь к Родине… Высшим её проявлением у дошкольников мы считаем желание ребят рассказать о родном крае, нарисовать его, вспомнить о тех, кому нужна помощь…
Воспитатель - методист ДОУ № 149
О.В. Каспарова