В одной из статей по прикладному искусству встретились мне как-то слова о том, что золотой век деревянных изделий остался позади, что никогда больше дереву не занять того места в нашем быту, которое ему принадлежало в древние времена. С грустинкой была статья. Ах, если бы тот автор открыл сейчас дверь с надписью "Резьба" в тольяттинском лицее искусств, он бы, держу пари, улыбнулся.
Все стены класса, где расположилось декоративно-прикладное отделение, - в жуках, рыбах, бабочках, птицах. В деревянных, сами понимаете. Наглядно представлена техника, какой владеют ученики Зои Ивановны Попович - это геометрическая, кудринская, богородская резьба. А как смело ребята берутся за темы - учитель вдохновляет! - с подольскими стамесками в руках. Тут и беспечный Колобок, и русский богатырь, и Баба-Яга, и Африканка.
В 2001 году из лицея искусств впервые "выпустились" резчики по дереву. Их немного, горсточка, по пальцам можно пересчитать, но они подают большие надежды.
Виктория Мичурова, Ирина Мишагина, Анна Игнатова поступили в тольяттинский филиал самарского Государственного педагогического университета, а Анна Мусорина стала студенткой самарской Государственной академии культуры и искусств. Ее триптих "Чайку покушать, кумушку послушать" побывал недавно в городе Орле на Второй Всероссийской выставке дипломных работ художественных училищ России. Возле "Кумушек" Ани вздыхал, говорят, сам господин Назаров - Президент Союза дизайнеров России, как возле самой лучшей из работ по дереву.
Евгения Головач, Александр Лямичев, Анна Черкасова пока на 3-м курсе лицея, но они все сильнее привязываются к дереву. В разводах древесных слоев, в рисунках сучков видят то, что для других закрыто: плавники, лапы, крылья, хвосты. Увлекаются так, что их трудно оторвать от досок. Стружки летят здесь и после уроков, и по воскресеньям. Подумаешь, 1 Мая или 9 мая на дворе.
"Черепаха" так зацепила, что панцирь режется и по праздникам. И вот пресмыкающееся готово. Как живое, клянусь! Вот-вот поползет по столу.
"Дерево,- говорит Зоя Ивановна, - живой, одухотворенный материал. Если ребята вырезают из него собачек, котят, птиц, то они начинают их больше любить. Кроме того, животное - вместилище красоты"
Хорошо писал о животных скульптор-анималист В. Ватагин: "Про обезьян как-то неловко говорить; "морда", у них лицо выразительное, сложное, почти как у людей". От урока к уроку помогает Зоя Ивановна ребятам постигать красоту сильных эмоций, учит создавать такие деревянные вещицы, которые греют человека, делают его добрее и красивее. В углу класса стоит сейчас зарубочный пенек. Сохнет. Пенек как пенек. Ой, что с ним будет! Доберутся -таки до него юные творцы, отсекут все лишнее!
Начинают ребята с мягкой липы, а может быть дойдут до квебрахо ("ломай топор") или альгарробо, сами, в будущем. И создадут своего "Моисея" из аргентинского дерева.
Первые работы учащихся - яйца кудринские, шкатулки. Кто знает, придет время и ученики Попович украсят наш город своими скульптурами, построят на набережной в Автозаводском районе Тольятти деревянные замки с мостами, воротами, крылечками. Будет место, где душа сможет отогреться, отдохнуть, помечтать о возврате "золотого века" деревянных изделий.
Раиса Киселева