Трудно точно сказать, когда состоялось мое первое знакомство с сетевыми технологиями. По всей видимости, это случилось в 1992 г. на конференции "Байтик" в подмосковном Троицке. Очень заинтересовали тогда совместные проекты между школьниками России и Канады, организованные по электронной почте.
В школы Самары первые модемы (2 400 бод) попали в том же 1992 г. с комплектами IBM-техники по проекту "Пилотные школы". Областное управление образования изредка тоже подключалось к сети Релком и почте по протоколу UUCP. Десять пилотных школ интенсивно осваивали новую технику, а вот большой пользы от модемов, по-моему, извлечь не удалось... У меня тоже был пилотный класс IBM PS/2 без винчестеров, что сейчас уже трудно представить, хотя эти компьютеры покинули школу в этом тысячелетии. Модема именно нам не досталось, так что с электронной почтой мне довелось реально познакомиться в Самарском отделении "Культурной инициативы" (позже - Фонда Сороса), которое поселилось в двух комнатках нашей юной школы № 148.
Через Самарское отделение я подала документы на конкурс американской программы FSA/Muskie и осенью 1994-го очутилась в университете г.Бостон, США. И сама страна, и обучение по специальности "Library & Information Science" оглушили своей технологичностью. Для меня и мультимедиа было достаточно новым понятием, что уж говорить про онлайновые базы данных, gopher и WAIS!.. В тот год World Wide Web только-только вышел из пеленок, и доступ к паутине в университетской библиотеке дали лишь летом 1995г. с одного компьютера. Я поспешила в Бостонский компьютерный музей. При нем работал детский клуб, в котором мне продемонстрировали нарисованные ребятами трехмерные объекты для размещения в WWW. He забуду, как глубоко это заставило меня вздохнуть и признаться: у нас в стране дети еще не имеют таких возможностей для творчества...
Была мечта организовать участие наших ребят в традиционной юношеской части фестиваля Бостонского компьютерного общества. Я посетила этот фестиваль весной 95г. и, между прочим, среди детских работ еще не было ни одного сайта; в основном выставлялись продукты, созданные в среде Hyperstudio. К слову, такая работа одного из призеров называлась "Один день Ивана Денисовича". Самарские коллеги получали мои электронные послания либо через "Культурную инициативу", либо через областной департамент образования. Я имела возможность писать почти ежедневно, а вот им использовать почту часто было невозможно, поэтому серьезного проекта не сложилось.
Электронная почта, тем не менее, принесла удивительные "заморские плоды" для Областного фестиваля "Именины дядюшки Бейсика", который был организован осенью 1994 г. Самарским Дворцом пионеров (ныне СДДЮТ) и посвящён 30-летию самого популярного в школах языка программирования. Масштабное мероприятие было разработано и осуществлено методистом СДДЮТ Лукиных Ренальдой Михайловной при поддержке Ассоциации преподавателей информатики. Оно включало программы для детей младшего, среднего и старшего возраста и их семей, совместные конференции преподавателей и учащихся. Организаторам, безусловно, очень хотелось получить приветствие Фестивалю от создателей языка Бейсик из Дармутского колледжа - Томаса Куртца и Джона Кемени, но оказалось, что Кемени в это время уже не было в живых. Освоившись с новой жизнью в США и новыми для меня сетевыми технологиями; я приступила к выполнению боевого задания - поиску в сети профессора Куртца. В моем университете о нем толком ничего не знали, справочных баз с электронными почтовыми адресами не существовало. Можно было либо обратиться с вопросом в какую-либо из десятков групп UseNet или листов рассылки, либо искать самостоятельно. Найдя доменное имя сервера Дартмутского колледжа (Dartmouth), я задала команду, показывающую, кто из колледжа в это время работает сети. Было опасение, что на английском языке я не смогу донести до любого человека важность моей миссии. Наконец, одно из мелькнувших на экране имен навело меня на мысль, что это - выходец из России. Наивно обратившись к адресату со своей догадкой и просьбой помочь в поиске профессора, я получила примерно такой ответ: "Хотя я и не русский, а грек, я помогу вам". Так отголоски интернационализма принесли сюрприз самарской ребятне. Найденный профессор Куртц быстро откликнулся, был немало удивлен, что в России уделяют много внимания Бейсику, и в ответ на нашу просьбу любезно отправил письмо с целым рассказом об истории языка на адрес Областного отдела образования. Как хорошо, что сохранилось это историческое послание (безусловно в распечатке, не на компьютерных носителях!) Нельзя не процитировать его часть (перевод):
"1995. 2 января. Учащимся и учителям по вычислительной технике в Самаре: я рад написать вам по случаю вашего Фестиваля - я надеюсь, что он будет успешным и вы узнаете много нового. Одна из ваших учительниц, Людмила Серых, попросила меня рассказать немного об истории Бейсика и как он был разработан. Я счастлив сделать это. Бейсик родился в 1964г. 1 мая; две программы, написанные на Бейсике, одновременно были запущены в Дармутской системе распределенного времени.
<...>
Язык С, и особенно C++, сложны для изучения их правильного использования! Изучение того, как использовать в них указатели и распределенную память, достаточно непросто, поэтому еще используется Бейсик (Visual BASIC и True BASIC). Это по-прежнему наиболее легкий язык для изучения программирования. Иногда мы шутим, что язык С выбирается программистами, когда они хотят быть уверенными, что работа продлится долго! Однако если вы хотите просто решить задачу, нет лучшего языка программирования, чем Бейсик.
"Еще раз желаю успеха Фестивалю.
Искренне ваш, Томас Куртц".
На финальном празднике Фестиваля письмо было прочтено участникам, и этот момент наверняка запечатлелся в памяти десятков детей и учителей наряду с показом большого количества разработанных ребятами программ, награждением лучших и... огромным именинным тортом со свечами в честь "Дядюшки Бейсика"! Добровольцы из участников финала составили текст ответа (с благодарностью за приветствие и краткой информацией о "Празднике без границ"), а ведущий - полиглот и по совместительству доцент Политехнического института Дьяконов Г.Н. в считанные минуты перевёл текст на английский. Подготовленное письмо позже было отправлено профессору Куртцу.
Изученный опыт использования НИТ в американском образовании был представлен в моей статье в первом и - увы! - последнем журнале "Медиатека" в,1997г. (Инициатор, Малых Т.Б., к счастью, сейчас продолжает осуществлять новые проекты на благо образования.) В публикации были приведены разнообразные примеры использования телекоммуникаций, в том числе экзотические: общение с астронавтами, "находящимися на орбите. А у нас в Самаре все только начиналось... В начале 1995 года в СДДЮТ появилась электронная почта через сеть RELCOM. "Коренной житель сети FIDO", сотрудник Дворца Дмитрий Ермолаев установил модемную связь между учреждениями дополнительного образования городов Самарской области: Самары, Кинель-Черкасс, Сызрани и Тольятти. А в базовом образовании "дотянуться до Паутины" в Самаре мы смогли осенью 1996г., когда благодаря гранту Фонда Сороса отдел образования Ленинского района открыл узел Интернет. За несколько дней до события родилась идея-краеведческого проекта "О, Волга, колыбель моя!", о котором еще пойдет речь ниже. На презентации в зале областной библиотеки большинство директоров и учителей, наверное, впервые узнали о возможностях глобальной сети. Все 8 школ района получили модемы и постепенно при помощи узла РЕЛАРН Самарского госуниверситета были подключены-по коммутируемым линиям к сети. (Именно Узел РЕЛАРН СамГУ позволил самым продвинутым школам, например, школе № 30, ныне - Самарский лицей информационных технологий - "выдвинуться" и во всемирное виртуальное пространство). Были проведены обучающие семинары для учителей информатики по знакомству с электронной почтой, браузерами MS Internet Explorer и Netscape Navigator, HTML-редактором для Win 3.11. (Раздаточные материалы потом еще долго использовались на разных мероприятиях, да и одна из первых версий редактора HTMLED, вывезенная из-за океана, наскучила мне не так давно.) По всей видимости, новые, возможности опережали потребности школ, да и русскоязычные сетевые ресурсы были еще очень скудны, так что активничать в сети школы не спешили. Поиск в сети также был затруднен из-за отсутствия русскоязычных поисковых систем. Пример запроса, который наш узел помог выполнить славянской школе №132: были найдены и распечатаны для стенда данные с фотографиями о Нобелевских" лауреатах из славянских стран с англоязычного сайта премии. Не забудем, что тогда фонды библиотек, особенно школьных, истощались, и даже найдя материал в энциклопедии, трудно было им воспользоваться из-за дефицита ксероксов
Вдвоем, с инженером узла мы создали в 1997г. сайт районного отдела образования на русском и английском языках, и это был один из самых первых сайтов регионального образовательного пространства. Он и по сей день, давно законсервировавшийся, остается единственным сайтом районного отдела образования. Данный ресурс, а также созданный детьми в кружке в английской гимназии №11 двуязычный сайт гимназии, были зарегистрированы в Международном школьном каталоге Web66. По этой причине время от бремени в обе организации стали прилетать из-за рубежа различные письма. Помню контакт с выпускником самарской школы, передавшим привет учителям своей самарской школы из Израиля. Это было маленькое событие. Забавный запрос прислал школьник из ЮАР. Ему было дано задание найти сведения о традиционном деревянном жилье в России. Найти что-либо близкое по тематике в сети на русском языке не удалось, сканером (ручным) мы обзавелись позже, поэтому про строительство из бревен пришлось отвечать описательно... Спасибо Мелиховой Ларисе (Санкт-Петербург), с которой мы познакомились через ее школьный сайт Петербурга, за Письма - они в то время помогали оставаться уверенными, что наша работа будет востребована образованием. Контакты по электронной почте были самым ощутимым достоинством Интернета. Найти, однако, для школьников сверстников из-за границы, желающих начать переписку, было реально скорее через знакомых зарубежных коллег. Такой опыт был у гимназии №11, как и попытки участия и организации, по крайней мере, двух не очень удавшихся проектов. В связи с делами по переписке вспоминаются еще жаркие споры, какой пакет электронной почты удобнее было использовать: bmail или dmail.
Очень хочется "зафиксировать в памяти поколений" то, как за последние годы нам удалось наблюдать стремительное становление Интернет-компетентности у старшеклассников, увлеченных компьютерами.
Впервые обучение школьников основам Интернет состоялось на масштабном мероприятии в рамках компьютерного фестиваля, посвященного 50-летию первой ЭВМ. За сайт фестиваля, достаточно полно отразивший его составляющие: http://www.samara.ru/~moo/comp_fest/ нам и сейчас не стыдно. Из программки фестиваля 1997г.: "Знакомьтесь, INTERNET!" - интродукция к Интернет. Лекцию прочел Овсищер Михаил Вениаминович, член ассоциации преподавателей информатики Самары, вернувшийся с американской стажировки, автор первых двух брошюр в Самаре: по электронной почте сети Релком и азбуке начинающего пользователя "В сетях Интернет". Он предпослал выступлению эпиграф (как всегда, в своем неповторимом стиле):
"Коль попался ты в сеть INTERNETa
Коли WEBом тебя оплели -
Не противься, послушай совета
И живи Гражданином Земли,
Где уже ни границ, ни таможен,
И где визы не надобно ждать,
Где весь Мир от тебя расположен
На дистанции в "кнопку нажать"!"
Доступно, ярко и интересно лектор познакомил участников фестиваля с основами Интернет. Далее были представлены Интернет-проекты. Я в то время вела кружок по Интернету в английской гимназии №11. Команда кружка поучаствовала в международном конкурсе CyberFair'97 наряду с 230 школами разных стран мира со своим двуязычным web-сайтом "В сердце старой Самары". При этом дизайном собственных страниц можно было заниматься на компьютерах в школе. А вот для просмотра и оценки работ школьников из других стран (ни много-ни мало - по 34 критериям) пришлось посещать вычислительный центр Архитектурно-строительной Академии, находившейся поблизости, и очень ценить время доступа. На Фестивале состоялась и презентация первой версии гипермедиа книги "О, Волга, колыбель моя!", в создании которой приняли участие 10 ребят. Специалисты узла Интернет помогли им создать из сочинений веб-странички, живущие и сейчас в сети и дополняемые другими детскими работами (http://volgadeti.samara.ru).
Открытие летом 1997г. в Самарском госуниверситете Центра Интернет (УЦИ) знаменовало новый виток нашей "виртуальной жизни". Велика роль Фонда Сороса в поддержке создания образовательных веб-ресурсов, которые сделали Самару заметной на просторах Рунета. О просторах стало возможным говорить в 1998г., когда в сети появилось более 3 десятков сайтов, созданных на гранты. Мне повезло в это время работать координатором Фонда при УЦИ. Нельзя не выразить огромную признательность директору Центра Санникову Андрею Леонидовичу за постоянную поддержку работы с педагогами и школьниками. Осенью 98г. в классах УЦИ совместно с Центром развития образования Самары мы провели серию семинаров по знакомству с Интернет для учителей информатики города.
Оглядываясь назад, с удивлением видишь, как много вместил в себя 1998г.! Впервые конференция Ассоциации РЕЛАРН, до этого вполне сухопутная, отчалила от самарского пирса на теплоходе. Нескромно замечу, что самарцы приучили реларновцев к плаванию не только по виртуальным просторам, но и благодатной волжской волне! Очные встречи очень нужны и я благодарна судьбе за то, что различные конференции подружили с теми, кто олицетворял (и сейчас успешно продолжает это делать) школьный Рунет: Ястребцевой Е.Н., Быховским Я.С., Калениковым А.В., Ченцовой И.И. и другими. О Школьном секторе, верю, напишут отдельную поэму, а вот сложившийся у нас гимн конференции РЕЛАРН-99:
"Точно знаю, где встретиться
нам придется с тобой -
На РЕЛАРНе, как водится,
над волной голубой.
Проплывая Жигули, Самару,
Не забудем взять с собой гитару
И коллег, которых лучше нету,
Их нашли - спасибо Интернету!
Волга - вот нам известная
долгота из долгот,
Здесь поделимся опытом,
что копили весь год.
А теперь узнаем и Саратов
И на Грушинском споем, ребята.
Мысли, песни, чувства - вот все это
Разместим на сайтах Интернета!
Для опутанных Сетью
пусть звучит этот гимн.
Мастера, сисдамины -
все здесь люди свои.
Школьный сектор - тоже он мобильный,
Ну а вместе - просто мы всесильны!
Потому что мы - backbone Инета,
А ему альтернативы нету!"
Вернемся на самарскую землю... Важным шагом для среднего образования города было подключение Центра развития образования (ЦРО) по радиоканалу к Сети, создание сайта Центра (www.edc.samara.ru). А весной 1998 г. по инициативе Ястребцевой Е.Н. и при поддержке "Прожект Хармони" в ЦРО состоялся семинар для педагогов области "От электронной почты до веб-странички", на котором за 3 дня участники умудрились постичь Интернет "с нуля", включая создание веб-страниц в визуальном Netscape Composer. Совместными усилиями СамГУ и ЦРО была создана лаборатория Интернет-технологий, которая теперь получила статус отдела. В октябре 1998-го на сервере УЦИ стали появляться прекрасные ресурсы, созданные на гранты Фонда Сороса, и об этом нельзя было молчать. Так появился совместный (УЦИ и ЦРО) лист рассылки "СамNetДа!" ("САМи в САМаре обустраиваем NET, нет? ДА!" - "Самарские образовательные Интернет-новости"), который продолжает информировать о местных событиях, новых сайтах, проектах. Первоначальное число подписчиков не достигало полусотни, причем многие педагоги получали электронную почту в вузах, где они работали, и доносили информацию до школ, где являлись совместителями.
СДДЮТ включил в программы проводимых им областных компьютерных фестивалей учащихся ("CompFest-98" и "ИнфоМир-2000") Интернет-блоки. Базой для проведения Интернет-составляющих фестивалей стал УЦИ СамГУ. Отборочный Интернет-тур фестиваля "CompFest-98" - телекоммуникационная викторина по информатике - свела в поединке команды, работавшие в СДДЮТ, УЦИ, Тольяттинском медиацентре и Тольяттинской гимназии №6. Разработчиком викторины был Никитин Александр Николаевич, заместитель директора СДДЮТ по информационным технологиям. Он был инициатором и руководителем проводимых в СДДЮТ работ по подключению к Интернет, активному использованию Интернет в деятельности методической службы Дворца и открытию направления "Интернет-технологии" для обучения школьников в Компьютерной школе Дворца. Задания непосредственно по Интернет-технологиям этого и последующего фестивалей уже теснились в наших головах, и наиболее близким был петербургский опыт. Итак, в очном туре, прошедшем в УЦИ, участвовали 12 лучших команд. Перед началом на вопрос, работал ли кто-то из ребят в Интернет, руки подняла половина старшеклассников. После 15-минутной лекции о поиске в сети были предложены 4 задания по поиску текстовой информации. Исходные адреса ключевых серверов для начала поиска были заданы. Все команды, кроме одной, с заданиями справились. В ходе второго тура - "Интернет-родео" - ребята самостоятельно по инструкциям в HTML-редакторе создавали веб-странички на заданную тему, в основном о своём образовательном учреждении.
Совершенно иной уровень владения Интернет-технологиями показали учащиеся на областном компьютерном Фестивале "ИнфоМир-2000". Информация о нем - по-прежнему на сервере УЦИ www.uic.ssu.samara.ru. На отборочном туре участникам было предложено 12 заданий по поиску текста, изображений, использованию переводчиков, каталогов библиотек, баз периодики, словарей, виртуальных открыток в сети. Никаких адресов-подсказок не давалось, все ребята уже сами владели умениями поиска через Яндекс и др. сервера. Самое забавное выяснилось позже: вопрос о скачивании схем бисероплетения подразумевал в качестве одного из возможных сайтов с ответом - "Феньки от Фуся". Авторами этого сайта неожиданно оказались сами участники конкурса, скрытые в Сети под псевдонимами! В рамках фестиваля был впервые проведён конкурс сайтов - домашних работ, созданных учащимися, в которых могли принять участие все желающие. Среди этих работ уже была одна, выполненная по коммерческому заказу. А в финале из заданного набора текстовых и графических материалов были за 4 часа созданы неплохие сайты, посвященные юбилею губернии. На этот раз ребят уже не надо было учить Интернет-технологиям. Члены жюри в кулуарах полушутливо-полусерьёзно говорили: "Если знания и умения ребят будут расти столь стремительно, то скоро нам учить их будет нечему".
Меняются времена... Сейчас нам самим часто приходится учиться у детей. Ну, что ж! "Учить можно до тех пор, пока сам учишься!" - точно подметил великий Ушинский.
Людмила Серых