Гостем журнала "Самарская Лука" является заместитель Генерального конструктора ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", доктор технических наук, профессор, действительный член Академии технологических наук РФ, заслуженный деятель науки и техники России КРАЙНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ.
- Владимир Иванович, все репортажи и сообщения о наших достижениях в космосе начинаются с репортажей и показов старта ракет-носителей. А вот остальное, почему-то, остается за "кадром"?
-Да, Вы правы. Это происходит, видимо, потому, что старт ракеты - самое волнующее, захватывающее, самое эффектное зрелище. Но нельзя не помнить о том, что успешный пуск ракеты - это венец труда тысяч людей - ученых, конструкторов, рабочих, создавших как саму ракету и запускаемый ею спутник, так и сложные наземные комплексы, обеспечивающие их подготовку к запуску, сам запуск и сопровождение полета. Проходят годы напряженного труда коллективов НИИ, КБ, заводов, прежде чем новый, совершенный образец ракеты-носителя или космического аппарата попадает на технический комплекс космодрома, оснащенный всеми необходимыми средствами для их подготовки к запуску.
-Что такое заводы-изготовители, КБ и организации, читатели хорошо представляют. А вот, не могли бы Вы рассказать более подробно о космодромах?
- Космодром... Это очень емкое понятие. Занимая территорию в несколько сот квадратных километров, космодром включает в себя жилой город, аэродромы, разветвленную сеть железнодорожных путей, тепло- и электростанции, кислородно-азотные заводы и, наконец, многочисленные, специально оборудованные технические комплексы для подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, заправочные станции для заправки КА и разгонных блоков компонентами топлива и сжатыми газами, стартовые комплексы для осуществления запусков ракет космического назначения и измерительные пункты для приема поступающей с запущенной ракеты телеметрической информации. Вся эта обширная инфраструктура и объекты специального назначения должны функционировать четко, без сбоев, обеспечивая постоянную готовность для решения задач по запуску космических аппаратов различного назначения. Достаточно сказать, что в подготовке одного запуска задействуется до 1000 человек различных специалистов!
- Владимир Иванович, Вы рассказали о структуре космодрома. Не могли бы Вы рассказать о существующих российских космодромах?
- Начиная с 50-х годов, на территории бывшего СССР, в тяжелейших погодных и бытовых условиях пустынь и северной тайги, самоотверженным трудом рабочих, строителей, инженеров и техников в кратчайшие сроки были созданы три основных космодрома - это "Капустин Яр", "Байконур" и "Плесецк". И уже в наше время, после распада СССР (в 1996 г.), на Дальнем Востоке, на базе ракетной дивизии, начал зарождаться еще один российский космодром - "Свободный".
- Владимир Иванович, чем вызвано строительство космодромов в столь отдаленных местах, отстоящих на тысячи километров от научных, конструкторских и производственных центров?
- Известно, что пуск ракеты-носителя связан с определенной опасностью для жителей населенных пунктов, находящихся на трассе полета ракеты даже за сотни километров от космодрома. Отработавшие ступени ракеты, падая на Землю, могут причинить большой ущерб наземным сооружениям и людям. Возможны и аварийные ситуации. Последний пример этому - неудачный запуск 5 июля 1999 года ракеты-носителя "Протон". Поэтому вдоль активного участка траектории должны быть, так называемые, зоны отчуждения (ненаселенная или малонаселенная местность).
- Вы сказали, что на территории бывшего СССР было создано три космодрома. А зачем столько, и в чем их отличия?
- Общеизвестно, что, когда запуск ракеты космического назначения осуществляется в восточном направлении, наша планета за счет своего вращения, как бы сообщает дополнительную скорость ракете-носителю. При этом, чем пусковая площадка ближе к экватору, тем эта дополнительная скорость больше и тем больше масса полезного груза, который можно вывести на орбиту при заданной мощности носителя. На широте Байконура эта скорость составляет 316 м/с.
Однако, для решения многих задач научно-космических исследований требуется вывод спутников на полярные и околополярные орбиты. Такие орбиты предпочтительны, например, для метеорологических спутников. Для вывода полезного груза на такие орбиты, целесообразнее использовать стартовые установки, расположенные в высоких широтах. Наконец, для научной аппаратуры, устанавливаемой на некоторые спутники, например, биологические КА серии "Бион", необходимо до минимума снизить воздействие радиационного поля Земли. Влияние радиации сказывается на чистоте эксперимента и жизнедеятельности живых организмов.
Радиационное поле представляет собой тороид, опоясывающий поверхность Земли в районе 60-х параллелей. Избежать влияния естественной радиации на территории страны можно, выбрав точку запуска спутника выше 60 градусов северной широты. Всем этим требованиям соответствует район Плесецка.
- Как создавались космодромы?
- Первый космодром СССР был создан сразу после Великой Отечественной Войны. В мае 1946 года было оформлено решение о создании Государственного центрального научно-испытательного полигона Министерства Вооруженных Сил СССР (впоследствии 4-й Государственный центральный ордена Красной Звезды полигон МО СССР).
Летом 1947 года проведена рекогносцировка района, и в нескольких десятках километров от станции Капустин Яр началось строительство полигона. К середине 1947 года полигон был готов к испытаниям. Первый МИК (монтажно-испытательный корпус) был оборудован в сарае. Лаборатории, стенды, рабочие комнаты размещались в специальных железнодорожных вагонах.
18 октября 1947 г. с полигона стартовала первая баллистическая ракета, собранная в подмосковных Подлипках (ныне г. Королев) из узлов и деталей германской ракеты А-4. Этот пуск стал отправной точкой развертывания работ по созданию ракетного вооружения для всех видов Вооруженных Сил страны и освоению космического пространства. Первая советская одноступенчатая ракета Р-1 стартовала 10 октября 1948 года.
Капустин Яр - это бывшая деревня, расположенная на берегу р. Ахтуба, в 110 км юго-восточнее г. Волгограда. Несмотря на близость реки Ахтубы и поймы Волги, климат здесь напоминает байконурский: та же степь-полупустыня, те же колючки и полынь, та же жара и постоянные ветры. Именно, наличие полупустыни вокруг Капустина Яра, непригодной для сельского хозяйства, и послужило основным аргументом для создания в этих краях испытательного полигона. Первым жильем для ракетчиков были палатки и землянки.
В 1951 году было начато строительство жилья, административных зданий, казарм для личного состава. 11 января 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован секретный город Знаменск. В начале 50-х годов первый опытный космодром в Капустином Яру, где советские ракетчики испытывали первые ракеты оборонного назначения, а ученые АН СССР проводили первые географические исследования, стал исчерпывать свои возможности. Решение задач, связанных с конструированием новых, более мощных ракет-носителей, потребовало создание другого космодрома. Таким космодромом стал Байконур.
Байконур (Байконыр) - так называется географический пункт на карте Казахстана, где на отрогах гор Улутау расположен поселок Байконур, который дал название всемирно известному космодрому. Расстояние от этого поселка до космодрома по прямой линии - 800 километров. В начале 1955 года началось строительство космодрома Байконур.
Строители жили в тяжелейших условиях пустыни - с привозной водой, в наскоро оборудованных землянках. К маю 1957 года все основные элементы инфраструктуры космодрома были готовы к эксплуатации. Время, за которое это было сделано, - сказочно коротко. Для сооружения Гагаринского старта потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров. Как тогда шутили строители: "Вырыть самую глубокую яму в мире".
Было вывезено около миллиона кубометров грунта. И эта колоссальная работа выполнена всего за полтора года. Даже при современном уровне развития техники, эти объемы и сроки впечатляют. Вместе со стройкой космодрома шло и формирование эксплуатационных и испытательных подразделений космодрома.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановление о создании научно-исследовательского испытательного полигона. На основании директивы Генерального штаба от 2 июня 1955 года началось формирование полигона - этот день считается днем рождения космодрома. Самая первая ракета, для которой и выбирался космодром, была знаменитая "королевская семерка" - ракета Р-7. Сначала она разрабатывалась как межконтинентальная баллистическая ракета, а затем, на основании записок С. П. Королева в ЦК КПСС и правительство СССР, была предназначена и для запуска первого спутника Земли. До сих пор эта ракета-носитель является базовой для разработки целого семейства более мощных ракет-носителей. Для ее запуска на космодроме были построены два стартовых и технических комплекса: на площадке № 1 - Гагаринский в 1957 году и подобный ему на пл. №1 - в 1961 году.
Первый успешный запуск знаменитой "семерки" был осуществлен с космодрома "Байконур" 21 августа 1957 года, а 4 октября 1957 года - осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Вес спутника составлял - 83,6 кг, диаметр - 59 см. Его макет установлен на Гагаринском старте с надписью "Здесь гением человечества начался дерзновенный штурм космоса". Этот скромный памятник означает границу двух эр. Эру до начала полетов в космос и эру проникновения человечества в космическое пространство. После первого спутника начался триумфальный путь советской космонавтики. Здесь были и "Белки", и "Стрелки", и КА на Луну, Марс, Венеру. И, главное, космос начал служить человеку. Труженики космоса "Молнии", "Горизонты", "Экраны" и многие другие облегчают нашу жизнь, но, к сожалению, об этом как-то забывают при повседневном пользовании благами цивилизации.
В 60-е годы особо выделяется дата - 12 апреля 1961 года - запуск первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Об этом событии написано бесчисленное множество статей, книг и, наверное, благодарное человечество будет всегда помнить этот день и имя гражданина России.
До сих пор "семерочные" стартовые комплексы находятся в эксплуатации, модернизируются для запуска все новых и новых модификаций РН типа "Союз". На сегодняшний день на их счету - свыше 1600 пусков. В конце 50-х начале 60-х годов на "левом" фланге космодрома началось большое строительство под программу летных испытаний ракет тяжелого класса Главного конструктора В. Н. Челомея.
16 июня 1965 года был осуществлен первый запуск многоступенчатой ракеты-носителя "Протон". Эта ракета в дальнейшем, после отработки, обеспечит запуск станций "Салют", "Квант", "Мир", спутников связи, телевидения, ретрансляции, навигации и многих других программ, включая полеты на Луну, Венеру, Марс, к другим планетам Солнечной системы.
В начале 80-х годов на "правом" фланге космодрома были созданы технические и стартовые комплексы под ракету-носитель "Зенит".
Вот, вкратце, основные вехи создания космодрома Байконур, о котором написано очень и очень много.
В настоящее время космодром Байконур арендуется Россией у Казахстана. Срок аренды - 20 лет при ежегодной плате 115 млн. долларов США. Соглашение подписано 28 марта 1994 года.
Космодром Плесецк находится на территории России в 180 км к югу от г. Архангельска, между 620. и 630. северной широты и 400. и 410. восточной долготы. Официальной датой рождения космодрома считается 15 июля 1957 года. В этот день на станцию Плесецкая прибыл эшелон с первыми строителями. Несмотря на погодные и бытовые трудности, отсутствие дорог в глухой тайге, уже к весне 1958 года были готовы первые объекты инфраструктуры космодрома. В июне 1958 года развернулось строительство жилого городка. Городку было дано имя Мирный - статус города он получил в феврале 1966 года.
К 1959 году были введены технический и стартовый комплекс для ракеты Р. 7 и первыми поставлены на боевое дежурство в РВСН. В 1962 году с 11 сентября по 21 ноября войсковые части, соединения стояли в повышенной боевой готовности в связи с Карибским кризисом.
В 1964 году было принято решение о перепрофилировании ракетных комплексов Плесецка на выполнение сугубо мирных задач по освоению космического пространства в интересах науки и народного хозяйства, в целях обеспечения космических программ:
- исследование природных ресурсов Земли и Мирового океана; обеспечение связью и теле- и радиовещанием большой территории страны;
- создание глобальной системы метеонаблюдения и навигационного обеспечения;
- проведение научных экспериментов по исследованию околоземного пространства и получение новых материалов, которые невозможно получить на Земле в условиях гравитации.
К этому времени уже практически было завершено создание основной материально-технической базы, и обеспечивалась надежная связь космодрома с научными и производственными центрами страны.
И, наконец, о самом молодом космодроме России "Свободный". Он создается на базе инфраструктуры ракетной дивизии в районе города Свободный Амурской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 1996 года. Космодром получил следующее название: "Второй Государственный испытательный космодром Российской Федерации" ("Свободный"). Первый запуск с нового российского космодрома увенчался успехом - 4 марта 1997 года космический аппарат "Зея" выведен на расчетную орбиту. Впервые вопрос о необходимости создания и выбора места расположения нового российского космодрома был поставлен в конце 1992 года. Причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России. Реализация отечественных космических программ оказалась в зависимости от другого государства. Дальновидность такого решения хорошо видна на примере того же неудачного запуска в военных целях РН "Протон", когда запрет Казахстана всех пусков с космодрома "Байконур" поставил под угрозу срыва запуск РН "Зенит" со спутником "Океан" и ракеты-носителя "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс" с запасом воды и кислорода, необходимого для обеспечения жизнедеятельности космической станции "Мир". В плане решения задачи по переводу выполняемых с космодрома "Байконур" пусков на территорию России, специалисты пришли к заключению о возможности переноса запусков КА ракетами-носителями легкого и среднего классов на космодром "Плесецк", а запусков ракет-носителей тяжелого класса, типа "Протон", - на космодром "Свободный", находящийся, примерно, на той же широте, что и космодром "Байконур". И, хотя космодром "Свободный" только-только делает первые шаги, т. к. к настоящему времени на космодроме созданы только технические и стартовые комплексы для ракет-носителей легкого класса, а строительство технических и стартовых комплексов под ракеты тяжелого класса еще не начинали (из-за нехватки средств) - значение первого запуска с космодрома" Свободный" - велико: фактом своего рождения он убедительно свидетельствует о стремлении и способности нашей страны обеспечить независимый выход в космос.
- Владимир Иванович, какова роль ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" в создании и развитии космодромов "Байконур" и "Плесецк"?
- Как я уже говорил, космодром "Байконур" выбирался под знаменитую "королевскую семерку" - ракету Р-7. А уже потом, на космодроме "Байконур" стали создаваться технические и стартовые комплексы под другие ракеты-носители, такие как "Протон", "Зенит", "Рокот" и другие.
И космодром "Плесецк" берет свое начало с перепрофилирования технических и стартовых комплексов опять же боевых ракет Р-7, стоявших на боевом дежурстве с 1959 по 1964 год. Поэтому все первые технические и стартовые комплексы на космодромах "Байконур" и "Плесецк" создавались по техническим заданиям и под непосредственным руководством ОКБ-1 С. П. Королева. А после передачи изготовления Р-7 заводу №1 (завод "Прогресс") г. Куйбышева, продолжая лучшие традиции, заложенные С.П.Королевым, вся деятельность ЦСКБ и завода "Прогресс", ныне Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" генеральный конструктор Д.И.Козлов, вот уже 40 лет тесно связана с созданием, развитием и становлением космодромов "Байконур" и "Плесецк". Следует особо подчеркнуть, что ЦСКБ является не только головным предприятием по созданию ракет-носителей класса типа Р-7А и космических комплексов различного назначения, но и головным предприятием по созданию технических комплексов на космодромах для подготовки РН и КА (ракет-носителей и космических аппаратов) собственной разработки. Поэтому с начала 60-х годов под техническим руководством ЦСКБ дооборудуются существовавшие к тому времени и создаются новые технические комплексы для подготовки РН и КА. На космодромах "Плесецк" и "Байконур" созданы более десяти технических комплексов для подготовки КА различного назначения. Подготовка КА научного и народнохозяйственного назначения разработки ЦСКБ "Бион", "Фотон", "Ресурс-Ф 1", "Ресурс-Ф 2" проводилась на двух ТК космодрома "Плесецк", сейчас используется один унифицированный ТК. Стартовые комплексы для РН типа "Союз" постоянно модернизируются и дооборудуются по техническим заданиям и исходным данным ЦСКБ в связи с появлением новых модификаций этих РН.
- Владимир Иванович, Вы уже рассказали нам об истории создания, целях и задачах существующих космодромов, а как же осуществляется подготовка ракет и космических аппаратов перед тем, как осуществить их запуск в космос?
- Для осуществления подготовки ракет-носителей и космических аппаратов разработки ЦСКБ на космодроме "Плесецк" были созданы пять технических комплексов для подготовки РН "Союз", "Молния", "Восток", в настоящее время в эксплуатации находятся два технических комплекса (ТК). В стадии создания - технический комплекс для подготовки новой ракеты - носителя "Союз-2". Аналогично, на космодроме "Байконур" также были развернуты пять технических комплексов для подготовки РН "Союз", "Молния", "Восток"; сейчас подготовка РН "Союз" и "Молния" осуществляются на двух ТК (РН "Восток" в настоящее время не эксплуатируется). Ведется создание унифицированного технического комплекса для подготовки РН "Союз", "Молния", "Союз-2".
Технический комплекс РН представляет собой совокупность сооружений с развитой инфраструктурой стационарных и подвижных технологических агрегатов, технических систем и оборудования, обеспечивающих весь цикл подготовки ракеты с момента прибытия с завода-изготовителя (или хранилища) до ее готовности к транспортированию на стартовый комплекс. Основное сооружение ТК - монтажно-испытательный корпус - оснащено комплектами технологического оборудования для проведения механосборочных и подъемно-перегрузочных работ с составными частями РН и РН в целом, пневмоиспытаний, автономных и комплексных электрических испытаний РН. Целый ряд сооружений, оснащенных соответствующими системами, обеспечивает поддержание климатических условий в монтажно-испытательном корпусе, подачу электроэнергии требуемых параметров, сжатых газов. Технический комплекс оснащен сетью железных дорог для доставки составных частей РН и вывоза собранной РН на стартовый комплекс, а также сетью автомобильных дорог.
Все работы по подготовке РН проводятся в зале МИК, сюда же прибывает подготовленная космическая головная часть (КГЧ), проводятся совместные испытания КГЧ и РН, стыковка КГЧ к РН. Контрольно-испытательная аппаратура РН размещается в специально оборудованных помещениях, пристроенных к залу. К созданию ТК РН ЦСКБ привлекалось более 30 предприятий и организаций.
Подготовка КА осуществляется в МИКе на рабочем месте, оборудованном стендом комплексных испытаний, стендом для раскрытия и засветки солнечных батарей, механо- технологическим оборудованием, оборудованием для заправки бортовой системы терморегулирования КА, а также пультовыми и лабораториями, оснащенными контрольно- испытательной аппаратурой для электрических испытаний КА. Для пневмовакуумных испытаний КА используется специальная вакуумная камера (барокамера), в которой после помещения туда космического аппарата создается разрежение, имитирующее условия космоса. В МИКе поддерживается требуемый температурно-влажностный режим в течение всего времени подготовки КА. Для обеспечения внутрикосмодромных перевозок КА технический комплекс оснащен специальными транспортными железнодорожными агрегатами, а также передвижными агрегатами термостатирования для обеспечения требуемых климатических условий при этих перевозках.
Для создания ТК КА ЦСКБ привлекло более 50 предприятий и организаций различных отраслей страны. Технические комплексы КА как на космодроме "Байконур", так и на космодроме "Плесецк" создавались на базе сооружений постройки 50-60-х. годов. Это были МИКи, в которых готовились боевые ракеты-носители, находящиеся на дежурстве. Однако, по мере создания новых КА, укомплектованных современной оптико-электронной аппаратурой, ранее созданные строительные сооружения (МИКи и обеспечивающие сооружения - холодильные центры, дизельные и т. д.) не могли обеспечить повышенных требований по температурному режиму, влажности, чистоте воздуха окружающей среды в залах МИКа, а в пультовых и лабораториях, необходимых для проведения испытаний КА.
С целью обеспечения этих требований в 80-х годах ЦСКБ были подготовлены необходимые обосновывающие материалы, на основе которых были приняты соответствующие директивные документы, разработаны проекты и начаты работы по строительству новых, современных технических комплексов, отвечающих самым высоким мировым стандартам. Однако, в связи с финансовыми ограничениями, возникшими в отношении" оборонки" и космической промышленности в процессе "перестройки", строительство новых МИКов было прекращено.
- Владимир Иванович, известно, что за последние годы государственное финансирование разработок ракетно-космической отрасли резко сократилось. Как же Вашему предприятию в этих условиях удается оставаться "на плаву", сохраняя как производственный, так и кадровый потенциал?
- Да! Это, пожалуй, самый жизненно важный, самый актуальный вопрос. Не буду брать на себя смелость давать оценку деятельности столь высоких инстанций, как Президент, Правительство, Совет безопасности, в результате которой - на грани полного краха находятся многие отрасли страны, обеспечивающие ее обороноспособность и национальную безопасность. Факт, что количество заказов со стороны двух Генеральных Заказчиков для нашего предприятия - одного из ведущих предприятий в ракетно-космической отрасли - т. е. со стороны Министерства Обороны и Российского Космического Агентства - сократилось более чем в 10 раз!
Практически, государство бросило свое "государственное предприятие" (а именно этот статус наше предприятие сохранило в числе немногих) на произвол судьбы. В этих условиях руководство предприятия приняло единственно возможное, на мой взгляд, мудрое решение: учитывая уникальные характеристики ракеты-носителя "Союз" - ее высочайшую надежность, дешевизну по сравнению с зарубежными ракетами этого класса - предложить использование этой ракеты для запуска иностранных спутников на коммерческой основе. В прессе уже были публикации о запусках нашей ракетой спутников системы связи "Глобалстар". В последнее время все больше иностранных клиентов проявляет интерес к нашей замечательной ракете. И, что особенно важно, - иностранцы во - время, в соответствии с условиями контракта, расплачиваются за оказанные услуги по запуску (в отличие от наших Гензаказчиков, которые даже за урезанные до неприличия объемы заказываемых нам работ, расплачиваются с задержкой на 1 - 2 года!). Именно это позволяет нам, как Вы выразились, "оставаться на плаву". Кроме того, мы имеем от ряда иностранных фирм предложения по созданию на территории иностранных государств космодромов для запуска нашей российской, самарской ракеты! Мы ведем по этим предложениям переговоры и надеемся на их успех. Более подробно, пока не могу ничего сказать по условиям конфиденциальности переговоров.
- Владимир Иванович, что нового, интересного привносят в Ваши подходы к созданию испытательных рабочих мест на космодромах Ваши контакты с зарубежными коллегами?
- Очень хороший вопрос. Действительно, первые же контакты с иностранцами выявили ряд особенностей в их подходе к формированию требований к космодрому.
Первое - создание нормальных (с точки зрения иностранцев) бытовых условий для специалистов: "звездная" гостиница, комфортабельный транспорт, современная спутниковая связь, комфортабельные кондиционированные офисы в МИКе и т. д.
Второе - очень жесткие ограничения по условиям технического обеспечения испытаний их спутников:
- узкий диапазон температуры и относительной влажности воздуха, а также высочайший уровень чистоты воздуха как в помещениях, где готовятся спутники, так и в транспортных агрегатах, используемых при их внутрикосмодромной перевозке и при нахождении под головным обтекателем ракеты;
- требования по обеспечению гарантированного электроснабжения;
- постоянный документированный контроль всех перечисленных условий.
Нужно прямо сказать, что ни наши люди, ни наша техника не требуют таких жестких ограничений и демонстрируют в течение многих лет завидную скромность, стойкость и надежность (хотя, откровенно, неплохо бы, чтобы и наши специалисты, представители передовой космической державы, получили бы возможность жить на космодроме в таких же условиях, как обслуживаемые ими "Клиенты").
Безусловно, нам было очень интересно познакомиться с техническими решениями, реализованными на космодроме "Байконур" иностранными специалистами. В первую- очередь, это - так называемые "чистые камеры". Эти камеры созданы промышленными предприятиями европейского сообщества (отдельные элементы изготовлены на заводах Франции, Германии, Англии, Италии и др.) при сотрудничестве с нашими проектантами и строителями. По признанию одного из технических специалистов США, получилось очень здорово, лучшего сегодня в мире нет! И теперь, на рабочих местах, оснащенных такими камерами, готовы испытывать свои космические аппараты с соблюдением самых жестких требований к условиям подготовки, любые зарубежные заказчики.
- Владимир Иванович, до недавнего времени тема космоса и все, что с ним было связано, была закрыта для большинства населения. А что сейчас делается для ознакомления с деятельностью ведущих предприятий Самарского аэрокосмического комплекса Вами как Президентом Поволжского отделения Академии технологических наук России?
- В период с 3 по 22 октября 1997 года в Самаре по инициативе ПО АТН РФ, областной администрации и областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина впервые был проведен фестиваль "Дни космоса в Самаре", посвященный 40-летию запуска первого искусственного спутника Земли. В рамках фестиваля была организована выставка ракетно-космической техники ведущих предприятий Самарского аэрокосмического комплекса. Впервые жители Самары и других городов области получили возможность ознакомиться с научно-производственной деятельностью ведущих предприятий, представляющих космическую отрасль г. Самары, лично познакомиться на пресс-конференциях с Генеральными конструкторами, руководителями и ведущими специалистами, благодаря труду которых наш регион занимает лидирующее положение в современной отечественной космонавтике. Большую информацию можно получить в музее авиации и космонавтики, расположенном в СГАУ. Открывают понемногу двери заводские музеи, ранее закрытые. Так музей завода "Прогресс" проводит экскурсии для школьников.
По инициативе ПО АТН РФ и ведущих предприятий нашего города предложена администрации города и губернии "Концепция создания в г. Самаре научно-познавательного комплекса "Космопарк", который служил бы задачам пропаганды достижений космической науки и одновременно являлся бы местом отдыха, занятий спортом, развлечений.
Беседу провели Сотосов А. Н. и Маевская Г. В.