Журнал
Glasses Created with Sketch. Версия сайта для слабовидящих
+7 (846) 335-59-56
Самара, ул. Скляренко, д.17
Организация
  • Об организации
  • О журнале
  • Документы
  • Отзывы
  • Партнеры
  • Отчет о деятельности
  • Реквизиты
Архив журналов
Проекты
Уходящая Самара
  • Улица Маяковского бывшая Торговая улица
  • Улица Самарская
Статьи
Конкурсы
Контакты
    Журнал
    Организация
    • Об организации
    • О журнале
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнеры
    • Отчет о деятельности
    • Реквизиты
    Архив журналов
    Проекты
    Уходящая Самара
    • Улица Маяковского бывшая Торговая улица
    • Улица Самарская
    Статьи
    Конкурсы
    Контакты
      Журнал
      • Организация
        • Назад
        • Организация
        • Об организации
        • О журнале
        • Документы
        • Отзывы
        • Партнеры
        • Отчет о деятельности
        • Реквизиты
      • Архив журналов
      • Проекты
      • Уходящая Самара
        • Назад
        • Уходящая Самара
        • Улица Маяковского бывшая Торговая улица
        • Улица Самарская
      • Статьи
      • Конкурсы
      • Контакты
      • +7 (846) 335-59-56
      Самара, ул. Скляренко, д.17
      samluka@mail.ru

      Космосу жить

      • Главная
      • Статьи
      • Космосу жить
      Космосу жить

      В преддверии Дня Космонавтики в Доме журналиста состоялся круглый стол по теме "Проблемы развития самарской космической отрасли", в котором участвовали ведущие специалисты отрасли.

      В нем приняли участие: заместитель генерального конструктора ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Фомин Георгий Евгеньевич; главный инженер завода "Прогресс" Родин Николай Петрович; начальник отдела внешнеэкономических связей "ЦСКБ-Прогресс" Сидоренко Андрей Владимирович; директор и главный конструктор ВКБ РКК "Энергия" Петренко Станислав Александрович;

      начальник НТО ВКБ РКК "Энергия" Болдырев Аркадий Иванович; главный конструктор СНТК им. Н.Д.Кузнецова Анисимов Валентин Семенович; первый заместитель директора и главного конструктора Приволжского филиала ОАО НПО "Энергомаш" Борзенко Геннадий Иванович; заместитель главного инженера ОАО "Моторостроитель" Гниденко Виктор Семенович; начальник отдела Департамента промышленности Самарской области Мотков Юрий Николаевич; вице-Президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Тихонов Юий Ананьевич; главный редактор журнала "Самарская Лука" Маевская Галина Васильевна и многочисленные представители СМИ.

      12 апреля 1961 года голос Левитана известил мир о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мир замер в восхищении, а потом взорвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН стал символом победы человеческого разума и мы гордились, что он наш, советский, что мы в этот момент были "впереди планеты" всей. Не было тогда сообщений в местных СМИ, но все куйбышевцы знали, что самолет с Гагариным приземлился на аэродроме завода " Прогресс", что он отдыхал на 1-ой просеке в гостевом домике. После каждого запуска город, как и вся страна, а может быть чуть больше, радовался и гордился победами в космосе. Было удивительное единение народа. Причастность города к освоению космоса горожане понимали. У нас отдыхают космонавты после приземления, работает секретное КБ. Город был долгое время закрытым, и это тоже говорило о том, что здесь производится что-то очень секретное и нужное для страны

      Наступила перестройка. И со многого была снята завеса секретности. Город ахнул от восторга и гордости. Оказывается, это у нас на заводе "Прогресс", при конструкторском сопровождении теперь всемирно известного ЦСКБ, возглавляемого генеральным конструктором Дмитрием Ильичом Козловым, собирались две ступени ракеты-носителя "Восток", вынесшей корабль с Юрием Гагариным на космическую орбиту. А поднимали эту ракету-носитель двигатели, собранные на куйбышевском заводе имени Фрунзе, нынешнем "Моторостроитель". После гагаринского запуска более реальной становится мечта о полете на Луну. Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, - так называли древние греки ночное светило, - стартовать с которой поможет "облегченная" гравитация. Самарские ракетостроители, двигателисты, кислородчики были головными предприятиями по претворению в жизнь Лунной программы - главного проекта Сергея Павловича Королева. Смерть С.П.Королева, уход с политической арены, влюбленного в космос Н.С.Хрущева, полет американцев на Луну, первые наши неудачные запуски лунной ракеты. И хотя уже был разработан в СНТК на Управленческом под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова и изготовлен на моторостроительном заводе имени Фрунзе двигатель НК-33... , но тему закрыли. Причин было много, начиная от политических и кончая элементарной борьбой научных амбиций.... Ныне эти двигатели закупили так гордящиеся своими достижениями американцы, по- видимому в 21 веке на них будут подниматься в космос американские ракеты. Ну, а что же Луна? Она ждет своего часа.

      Самара причастна к опередившему время проекту генерального конструктора Валентина Петровича Глушко - космическому комплексу "Энергия-Буран". Изготавливали блоки для РН "Энергия" на заводе "Прогресс", а конструкторское и технологическое сопровождение осуществляло ВКБ РКК "Энергия", у истоков которого стоял Борис Григорьевич Пензин и принявший от него эстафету Станислав Александрович Петренко. Когда, 15 ноября 1988 года "Энергия - Буран" оторвалась от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса.

      Легендарная "семерка", переданная С.П.Королевым в надежные руки Д.И.Козлова, пройдя в ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" несколько модификаций, конкурирующая только с американским "Шаттлом" при выводе корабля с человеком в космос и принесшая самые громкие победы в освоении космоса, служит до сих пор. Сюда, в Самару передает С.П.Королев и разработку автоматических космических аппаратов, ставших одними из основных направлений работы самарцев по созданию космических средств национального контроля.

      К сожалению, мы все увлеклись меркантильными интересами, а космос ждет....

      Фомин: День Космонавтики, не просто профессиональный праздник, это национальный праздник, связанный с большими достижениями ученых, конструкторов, технологов, рабочих, всех кто вложил частичку труда в освоение космоса.

      И если говорить о самарском космическом комплексе, то это целый клубок, имеющий в своем составе науку и производство. В самарском регионе сложился полноценный самодостаточный комплекс, куда входят вузы, готовящие кадры и занимающиеся наукой, металлургический завод , ряд предприятий Сызрани и другие. За исключением систем телеметрических и управления, и приборостроения мы все делаем на самарской земле. Огромный вклад в развитие самарской науки космической отрасли внес наш Патриарх Дмитрий Ильич Козлов. Организовывая новые кафедры, преподавал в институте, был зав. кафедрой.

      Кончилось время победной эйфории, наступило время реального использования космической техники в интересах науки и народного хозяйства.

      Я был в школе, когда проходили игры в Японии, и на мой вопрос, как же смогли увидеть на экране происходящее за 12000 километров? Поднялось большое количество рук и стали мне объяснять, что этот показ идет через спутниковую связь. Вот один из примеров необходимости развивать космическую отрасль. В Самаре не разрабатываются спутники связи, но мы их 40 лет запускаем. Последняя "Молния" была запущена 2 апреля 2003 года.

      Второй пример - это мировая метеорологическая система. Она состоит из 6 спутников, что позволяет осматривать весь земной шар. По заключению министра Л.Лойда эта система ежегодно спасает от верной гибели более 1000 судов в мировом океане, предупреждая их о необходимости изменения курса из-за тайфунов, буранов. Запуском этих спутников занимаются : американцы, европейское сообщество и самарский комплекс. Они существуют долго и от них получают информацию все метеорологические центры бесплатно.

      Для дистанционного зондирования поверхности Земли наше предприятие создало более 80 спутников "Ресурс Ф-1" и "Ресурс Ф-2", они 16 лет бороздили космос. Благодаря информации, полученной с них, строился БАМ, нефтепровод Дружба, протяженные железнодорожные и газовые магистрали, открыты громадные запасы пресной воды в Казахстане, места запасов газа, нефти, золота. Спутник "Фотон", направлен для производства сверхчистых материалов по молекулярному составу. Спутник "Бион" предназначен для медико-биологических разработок, среди них изготовление протеина для фармакологической промышленности. Космическая медицина разрабатывает лекарственные препараты, применяемые при лечении иммуно-дефицитных, сердечно-сосудистых, опухолевых и многих вирусных заболеваниий, А что дороже жизни для человека?

      Годы 1992 - 1998 были для нас очень тяжелые, поддерживали работу космического направления за счет накопленного задела. В настоящее время мы разрабатываем новую модификацию РН Союз повышенной грузоподъемности до 7 тонн, для запуска всех пилотируемых аппаратов; новый спутник зондирования земли ДК, на нем устанавливается итальянская аппаратура, где фотосъемки с повышенной разрешимостью будут охватывать территорию 1 млн. кв. км. Имеем заказы от министерства обороны, есть договоренность на заказы новых модификаций спутников "Фотон" и "Бион".

      Родин: Завод "Прогресс" является исполнителем всех идей ЦСКБ и Энергии. Мы выпускаем самую надежную и дешевую РН Союз. На ней производится почти половина всех российских космических запусков. Сегодня мы делаем аппарат "Комета" для картографической съемки, особенно нужной сейчас, когда в мире постоянно вспыхивают конфликты. В свое время мы сделали ракету "Энергия". Все перечисленное подтверждает, что у нас есть высокие технологии, но завод по основной тематике не дозагружен.

      Выпускаем конфетные линии, 22 из них закуплены и работают.

      Ввинчивание буровых труб, работа очень трудоемкая, раньше гидравлические ключи покупали за границей. На заводе разработали и изготовили такие ключи, они прошли испытание в условиях Севера, получили высокую оценку нефтяников. Сейчас приступили к их серийному изготовлению.

      Завод выпускает катера "Акваланг" из стеклопластика повышенной комфортабельности. Разрабатываем такие катера для адмиралов флота. Выпускаем 20 млн. шприцов и 40 млн. игл, мы способны обеспечить не только Самарскую область, но и весь Поволжский регион. К сожалению, у нас 75 млн. шприцов лежит на складе не востребованными.

      В 2002 году завод выпустил товаров народного потребления на 494 млн. рублей, в 2003 году планируем довести эту цифру до 560 млн. рублей.

      Петренко: ВКБ РКК "Энергия" это дочернее предприятие "Энергии". Я начну с вопроса основных принципов формирования международной космической станции. Концепция была создана, приступили к ее разработке, к изготовлению, распределили квоты, многие вопросы остались за кадрами. Строительство станции оценивалось в 100 с лишним миллиардов долларов, из них финансовый вклад России должен был составить примерно 6%, но, учитывая, что использовался весь интеллектуальный задел, разработанный Советским Союзом, по другому подошли к распределению квот. Доля ресурса России на станции составила 30%. Наш российский сегмент должен был состоять из 11 модулей на разных стадиях. Основой станции послужили "ФГБ" и "Заря".

      Концепция всего мира гласит, что фундаментальная наука должна опережать производство на 10-15 лет, наука прикладная должна опережать производство на 5-7 лет. Если мы будем двигаться этими путями, то тогда мы прогрессируем. Полностью поддерживаю Георгия Евгеньевича, что мы все работаем из того задела, что был в прошлые годы. На новое финансирования нет, в развитии отрасли мы не только уступаем Индии, мы уступаем Бразилии. Не выполняется законодательство в том, что 1% от бюджета должен выделяться на космическую отрасль. Благодаря тем колоссальным запасам, которые были заложены в Р-7, мы еще можем много лет, доводя ее дальше, решать проблемы выхода на орбиту. С помощью РН Протон или РН Союз мы запускаем космические аппараты, нам оплачивают эти запуски, но главные деньги идут за оплату эксплуатацию, а нас туда не допускают. Мы, все граждане России, должны понимать, что нет затрат, которые не окупаются. Окупаются затраты все, другое дело, кто получает эти деньги? Вот тема "Энергия - Буран" была снята с производства, между тем из федеральной космической программы ее никто не снял, она там числится, но ничего по ней не делается. Опять отсутствие финансирования. Мы передали в органы государственной власти порядка 700 новых конструкторских решений, которые можно использовать, выдали технологию, а реакции на это никакой. Многие из Вас видят сейчас дома, покрытые теплоизоляцией, так это с РН "Энергия". А сколько новых технологий, новых материалов! Наша задача не только тратить деньги, но и научиться их считать.

      Мы разработали один из модулей МКС - радиационный теплообменник, фактически мозговой энергетический центр. Приступили к изготовлению, но из-за отсутствия финансирования пришлось с производства снять, а стоимость материалов и затрат на работу до сих пор не оплачена.

      В октябре 2001 года приняты и утверждены генеральным директором Росавиакосмос основные принципы завершения формирования российского сегмента МКС. При том объеме финансирования, который у нас есть, приступить к дальнейшим работам невозможно. На сегодня решение Правительства о передвижке сроков платежей все принимают как поворот к проблемам космоса, но никто ведь не увеличивает финансирование. Пока Правительство не повернется к тому, чтобы наукоемкие технологии шли опережающими темпами, зарабатывая на этом деньги, развитие отрасли будет тормозиться. Нам необходимо развивать свою российскую направленность.

      Сент-Экзюпери говорил, что человек тем отличается от свиньи, что он иногда поднимает голову и смотрит на звезды. Нам нельзя забывать об этом. С наступающим праздником!

      Анисимов: Со смертью Королева идет преимущественное развитие американской космической линии. Чем это вызвано? Очень жаль, что не нашла продолжения его тема "Н11". Двигатели, созданные для Н1 и Н11 закупает у нас Америка, чтобы выводить свои ракеты на более современный уровень. У России есть и РН Союз, и двигатели, и большой задел, и квалифицированные кадры. Но кадры все больше покидают наш комплекс. У Правительства то ли нет желания вникнуть в работу отрасли и поддержать ее, то ли реформой нашей отрасли занимаются люди далекие от нее и равнодушные к ней. Наше предприятие находится в очень тяжелом положении, хотя у нас есть заделы двигателей для системы РН Союз, наземные двигатели, газоперекачивающие системы и электростанции, но это производные от того, что было в космосе и авиации в прошлом.

      Мы требуем внимания, государственной поддержки, так необходимой для развития и космоса и авиации, для сохранения научного, производственного и кадрового потенциала предприятия, для развития наукоемких высоких технологий. Мы пережили и победы, и неудачи, они неизбежны в нашей практике. Всех поздравляю с наступающим праздником!

      Борзенко: Начало работы нашего комплекса в 1958 году, когда мы через год запустили собственную ракету, а через 2 года запустили человека - это феномен. Не погрешу, если скажу, что мы были единственными способными на такое. Кадры решали все, спасибо им. К сожалению, многое осталось в прошлом. Конечно, у каждого предприятия есть заначки, планы модернизации, и не надо бояться этого слова. "Семерка", пройдя множество модернизаций, улучшив технические параметры, летает уже 40 лет, и до сих пор она самая надежная. Сейчас мы должны работать на нее, модернизируя и саму РН и двигатели к ней. Конечно, можно создать новую РН, и двигатели к ней, но отсутствие государственного финансирования отодвигает эти планы в далекое будущее. На сегодня главная проблема в том, что уходят кадры. И я обращаюсь ко всем СМИ: формируйте мнение читателей, слушателей, зрителей о пользе освоения космического пространства. Существует даже термин "двойная технология", то есть работы, начатые в космосе, продолжают свою жизнь в науке, производстве, народном хозяйстве. Шире пропагандируйте космические достижения, доводите до общественности, что семена, брошенные в космос дадут всходы на подъеме народного хозяйства и экономики страны.

      Гниденко: Нас, двигателистов, всегда обижают СМИ, уделяя нам мало внимания, забывая о значении двигателя при выводе ракеты-носителя. Я согласен со всеми своими коллегами, говорившими об отсутствии финансирования, но главное это то, что все достижения, имеющиеся заделы не востребованы. Когда посмотришь что телевизоры, диктофоны - везде все импортное, а нашего нет. Мы не доводим до потребителей информацию о своей продукции.

      Мы тоже занимаемся модернизацией существующих двигателей, делаем их более надежными, переходим на химическое зажигание, используя химические добавки к горючему. А проблем много. Главное, что у государства полностью отсутствует стратегия в области ракетно-космической техники. Обидно, что при таком отношении Россия теряет и науку, и производство, и накопленный опыт, и кадры. Теряем все, что создавалось десятилетиями.

      Фомин: В мире осуществляется около 100 запусков в год. Ракет-носителей хватает и китайских, и европейских. Другое дело, что цены услуг по запуску на международном рынке совсем не такие как у нас. "Арианеспас" крупнейшая фирма, производитель ракет "Ариан 4" и "Ариан 5", запускает в год не более 5 ракет. Но они богатое предприятие, и у них существует социальная защита работников, связанная с временным освобождением от работы на своем предприятии. Фирма имеет контракт с парижским метро, и на время отсутствия заказов в метро уходит работать 300-500 человек, где они меняют автоматику.

      При нашей загрузке по европейским ценам "ЦСКБ-Прогресс" должен бы быть одной из богатейших фирм мира, но цены у нас, к сожалению, не те.

      Тихонов: Сегодня самарская промышленность, которая базировалась на авиации и космосе, переживает огромный кризис. Нам необходимо серьезно решать вопрос о выходе из создавшегося положения, не хотелось, чтобы авиа-космическая отрасль стала придатком нефтяной или газовой промышленности. Имея высокие технологии, надо обдумывать, как использовать накопленный опыт, к сожалению, мы теряем этот опыт, теряем кадры. Положение в отрасли тяжелое, но не все зависит от нашего комплекса. Более того, не только по космосу, но и по другим нашим заводам мы работаем очень плохо. Во всем мире есть такое понятие - "нематериальные активы", то есть патенты, суммы технических знаний, в Америке они достигли неимоверных размеров. Они их продают, живут на них, заключают миллиардные договоры, а мы, имея высокие технологии, не всегда даже можем запатентовать. Многие предприятия у нас находятся на грани банкротства, а может быть - "нематериальные активы", имеющиеся у нас, необходимо использовать? Думаю, что нам надо собраться еще не раз вот также всем вместе, чтобы вынести на обсуждение эти вопросы. Осталось у нас ядро космической отрасли, но в Самарской области не осталось приборостроения. "Металлург" превратился в завод, поставляющий баночную ленту, стоит 51 цех, бывший "изюминкой" авиа-космической отрасли. Сейчас, правда, вместе с "Прогрессом" пытаются загрузить уникальный Пресс-75 тонн.

      Надо больше привлекать СМИ, доносить до общественности информацию о работе предприятий. Молодежь, к сожалению, идет в торговлю, ее не интересуют заводы, да они и не знают ничего о них. В преддверии праздника поздравляю всех и надеюсь, что эта встреча не последняя.

      Богданова: Наше студенчество всегда готово и будет очень радо общаться со специалистами - производственниками. Выбирая специальность, они мечтают о новых достижениях в науке, участии в дальнейшем освоении космического пространства. Давайте на них будем делать опору. И еще меня интересует судьба РН "Аврора".

      Сидоренко: В настоящее время инвесторы, которые предполагали найти средства для финансирования данного проекта, находятся в затруднительном финансовом положении, ищут средства. Это связано с общим состоянием дел на рынке услуг, которые предоставляют телекоммуникационные компании различным странам, различным фирмам и организациям. Они не отказались, просто идет поиск средств.

      Бондаренко: 36 запусков в год делает вся Россия. Какова доля Самары в российских запусках?

      Фомин: Делаем примерно 15 запусков. Я работаю по разработке РН и спутников, и разработка новых спутников тормозит производство РН, потому что раньше мы запускали спутники, которые жили на орбите 2, 3 недели, несколько месяцев, теперь продолжительность работы спутника увеличивается до 5 лет, значит, потребность в РН сокращается. Это происходит не только у нас, но и во всем мире. Число запусков сокращается.

      Прошу СМИ сосредоточиться на пропаганде необходимости иметь отечественный космос, чтобы иметь надежную связь, средства навигации, картографии, метеорологии.

       

      ***

      Если мы хотим иметь сильное государство, то нам необходимо развивать космонавтику, направленную на службу народному хозяйству для подъема экономики страны и сохранения ее обороноспособности. И если бы у нас была развитая космическая отрасль, то вряд ли бы мы "проглотили" обстрел Дипломатической колонны в Ираке, да и Америка не позволила бы себе осуществить такой акт.

      Космос дает возможность иметь, необходимую обоюдную, даже при бесконфликтных ситуациях, осведомленность сторон в действиях, предотвращающих внезапность нападения. Это обеспечивают спутники, разработанные и изготовленные в Самаре.

      В народном хозяйстве космические спутники могут:

      - вести поиск перспективных в геологическом отношении месторождений нефти и газа;

      - обнаруживать аварийные ситуации на магистральных трубопроводах;

      - определять пожароопасные районы в лесном хозяйстве и загрязнение морских поверхностей.

      - определять экологический ущерб от аварий

      - использоваться для решения проблемы взаимодействия человека и природы при планировании экономического развития и управления природопользованием.

      Трудно перечислить все направления работы космической отрасли, устремленные на развитие науки, экономики и обороноспособности страны. Сегодня прозвучали проблемы, которые охватывают всю отрасль и всю Россию. В каждом выступлении сквозила подспудная боль. Уходят кадры, вот она большая проблема. Сокращение финансирования вторая главная проблема. Невостребованность отрасли, тоже главная проблема. Оплата российских запусков значительно ниже американских и европейских - это проблема, поднимающая за собой другие проблемы. Высказанных проблем столько, что не слышит их только тот, кто не хочет слышать. Но, преданные своему делу - освоению развития космоса, ракетчики, двигателисты и все причастные к этой отрасли не сдаются. Хорошо сказал Георгий Евгеньевич Фомин, выразив общее настроение своих соратников: "Не будем драматизировать ситуацию".

      Космос необходим всем отраслям науки и народного хозяйства, а для дальнейшей работы по освоению космоса требуются специалисты всех направлений, которым нужна уверенность, что Правительство понимает и поддерживает их.

      С наступающим Днем Космонавтики! Всех, кто создал этот праздник, всех самарцев, всех россиян! И помните, что история человечества - лучшее доказательство того, что уничтожить развитие прогрессивных идей невозможно. Ваши идеи самые прогрессивные. Удачи Вам в дальнейшем развитии этой удивительнейшей науки, служащей прогрессу человечества!

       

      P.S. В июне 2003 года Дмитрию Ильичу Козлову вручено удостоверение"Почетного Гражданина Самарской области".

                 

      Галина Маевская


      Фотогалерея
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      • Космосу жить
      Назад к списку Следующая статья
      Рубрики
      • Природа и человек11
      • Музыка и жизнь0
      • Театр3
      • Поэзия0
      • Коллекционер0
      • Губерния и дети0
      • Дети3
      • Голоса юных2
      • Перелистывая страницы1
      • Память2
      • Годы опалённые2
      • История12
      • Искусство13
      • Самара космическая4
      • Религия1
      Это интересно
      • Космосом владеет...
      • Главный конструктор
      • Дороги в космос начинаются с земли
      © 2023 Все права защищены.
      Наши контакты                                                                    Старая версия сайта

      +7 (846) 335-59-56
      samluka@mail.ru
      Самара, ул. Скляренко, д.17

      Разработка сайтов “Котстудио”