Стройный, красивый, сценичный, с обаятельной улыбкой смотрел он в бледное пятно зрительного зала, откуда устремлены были сотни глаз, внимательных и настороженных, но он не видел их. Он был весь во власти музыки... В этот вечер шло концертное исполнение центральных сцен оперы Д.Верди "Риголетто" лекторийной группой филармонии.
Солист филармонии Борис Котов - "герцог"! Вокальное мастерство, виртуозное владение голосом восхищало знатоков музыки. Одна из главных проблем, которую он ставил перед собой в исполнении этой партии - примирить отрицательный облик персонажа с изумительной музыкой, которой он обрисован.
Б.Котов приехал к нам в филармонию в 1970 году уже зрелым мастером. За его плечами были оперные театры Киева и Львова, Свердловска и Кемерова, Ростовский театр оперетты и музыкально-драматический театр им. Горького Арзамаса-16.
Исполнение партии герцога в этот вечер его мысленно перенесло в Тамбов. В день спектакля "Риголетто" там неожиданно заболел исполнитель партии герцога. Срочно искали замену. Все отказались. Борис репетировал ее самостоятельно, но пока еще нигде не пел. И он согласился. За несколько часов до начала спектакля - одна единственная репетиция, и его выход на сцену. Все в этот вечер прошло удачно. Его поздравляли. Это была его победа!
Театр - его стихия. От спектакля к спектаклю крепло профессиональное искусство, появлялась сценическая свобода. Сколько ведущих партий он спел! Каварадосси - в опере Дж. Пуччини "Тоска", Хозе - в опере Ж.Бизе "Кармен", Дон Карлос - в опере Д.Верди "Дон Карлос"... В создании каждого образа артист стремился идти своим путем, искать свое решение. Он утверждал выразительное, образное пение. Для него певец - это еще и актер. Он исполняет каждую партию, в первую очередь, через верно найденную вокальную интонацию, т.к. именно она - ключ к образу, его суть.
В его исполнительской манере своеобразно сочетались вдохновенная романтика и глубокий лиризм. Свое лирико-драматическое дарование, которому свойственны эмоциональная приподнятость, "открытость" чувств, предельная искренность и душевная теплота, он передает особой культурой исполнения. Все эти черты особо проявились в трактовке героико-романтической партии Монрико из оперы Д.Верди "Трубадур". Все это мы слышали в период нашей совместной работы в филармонии.
Но вершиной его вокально-сценического мастерства, конечно, была партия Германа в опере П.Чайковского "Пиковая дама".
Оперетта. Еще одна страница его творческой жизни. Подвижный, сценичный, раскованный, легкий в танце - он был создан для этого жанра. И один из лучших его спектаклей - "Летучая мышь" И.Штрауса. Весь сюжет этого спектакля, от начала и до конца, сопровождается танцем. Все перипетии героев в этой оперетте - результат, если не буквально карнавальной, то приближающейся к ней, шутки. Вся интрига, затеянная Фальком, не что иное, как "розыгрыш", который творится под влиянием бокала шампанского, Перед нами карнавальная шутка. Под танец здесь играют и поют. Сколько раз он выступал в разных театрах страны с этим спектаклем! В Арзамасе-16, в музыкально-драматическом театре им. Горького его слушателями были великие ученые: А.Д.Сахаров, И.В.Курчатов, С.П.Королев и космонавты. В минуты отдыха они очень любили оперетту и с удовольствием аплодировали исполнителям: "Белой акации" И.Дунаевского, "Сильвы" и "Принцессы цирка" И.Кальмана, "Веселой вдовы" Ф.Легара, "Цыганского барона" и "Летучей мыши" И.Штрауса. Это были его спектакли.
Оперетта! Оперетта! Настоящий праздник музыки! Так было всегда. За это ее любят и сегодня.
Но жизнь артиста Бориса Котова складывалась не всегда гладко. В его жизни была война. Она ворвалась в их дом шквалом бомбежек, воем сирен, разрушенными домами и первыми убитыми и ранеными... Семья жила в Туапсе. Он - мальчишка 8 класса, добирается на грузовике в Сочи, добивается, чтобы взяли в армию добровольцем. Его зачисляют в 271-ю стрелковую дивизию разведчиком. Немцы тогда "завязли" в боях Туапсе-Сочи.
О своих военных учителях вспоминает с уважением и теплотой - а учителя были совсем еще юнцы / их тогда было 120 человек, а через год осталось всего четверо /. Они с первых дней почувствовали на себе верность суворовской заповеди: "Тяжело в учении - легко в бою". Это было время беспрерывных боев, ночных вылазок. Одно из самых страшных первых впечатлений о войне, о ее зверствах - в его воспоминаниях о том, как вышли в марше на поляну. Тишина. Страшная тишина и целая рота наших солдат в поле. Все они мертвы и втоптаны в землю гусеницами немецких танков...
После одной из сложных операций был награжден медалью "За отвагу", затем знаком "Отличный разведчик". Был контужен, лежал в госпитале, а потом строил мосты...
Петь начал на фронте, в теплушках и землянках, в кругу друзей...
И вот, как бывает в жизни. Прошел войну, остался жив, много лет работал артистом. И надо же было случиться беде. Уже в Самаре, в филармоническом лектории, бригада возвращалась с концертов и попала в аварию. Борис Котов лишился ноги. Но и после этого, он не бросил петь, не бросил выступать. Он так же двигался по сцене свободно, легко. Только потом мы, его коллеги, видели, чего ему стоила эта свобода на сцене.
Но мой рассказ будет не полным, если не расскажу о роли песни в его жизни.
Над каждой песней он работал так же тщательно, как над оперной партией или романсом. В этом ему очень помог художественный руководитель филармонии Г.В.Беляев. О репетициях с ним он и сегодня вспоминает с искренней благодарностью.
Песен он знал и пел множество. Это - русские и украинские, песни народов мира. Но любовь к песням о войне - у него особая. Ведь, в них - все пережитое нашим народом и лично им. Он пел песни о войне мужественно, вдумываясь в каждое слово, и заставлял вдумываться слушателей. Искал в каждой из них главное, существенное. Считал, что певец обязан это делать, он выпускает песню в жизнь и должен дать ей крылья! Это песни о его соратниках и друзьях, о живых и мертвых, с которыми его сроднили дороги Великой Отечественной. Это песни о его суровой юности, это песни и о нем:
"Пролетели года, отгремели бои,
Отболели, отмаялись раны твои,
По далекому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня..."
И скорбный крик прорывает этот стон:
" Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер - на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?"
В настоящее время Борис Котов - на заслуженном отдыхе. Благодарим его за все, что он сделал для нас! И желаем добра и здоровья!
И.М.Алюшина