Я всегда стремился как можно
правдивее, искреннее выразить
музыкой то, что имелось в тексте.
П.И. Чайковский
Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь.
А.С. Пушкин
Интерес музыкантов к творчеству великого поэта не случаен. Привлекательны и сами по себе сюжеты: исторические и сказочные, бытовые и эпические; и богатство содержания, где светлая лирика соседствует с драматическими контрастами, глубокие философские обобщения с острой шуткой; и, конечно же, яркие, колоритные характеры, будь-то венценосные исторические персонажи, выходцы из гущи народной или сказочные герои. И над всем этим витает "русский дух". Но, пожалуй, самое главное, что привлекало и привлекает композиторов, - пленительная музыкальность пушкинского стиха. К тому же, и проза Пушкина музыкальна.
П.И.Чайковский, боготворивший поэта, как никто другой смог оценить эту музыкальность и гениально, вдохновенно воплотить пушкинские образы в трех своих операх. Были еще и юношеские незавершенные опыты: музыка к сцене у фонтана из "Бориса Годунова", песня Земфиры. Каждое новое обращение к Пушкину сопровождалось сомнениями, терзаниями, неуверенностью: а вдруг он не сможет соответствовать уровню гения?
Особенно трудно шла работа над "Мазепой". Первоначально либретто на сюжет "Полтавы" было написано В.П.Бурениным для известного петербургского виолончелиста и композитора К.Ю.Давыдова. Но намерение написать оперу не осуществилось, и Давыдов с радостью передал либретто Чайковскому. Композитор был тронут некоторыми сценами и стихами Пушкина. Легко и быстро была написана сцена Марии и Мазепы, но все остальное давалось с трудом. Возможно, сказывалось влияние таких печальных событий, как смерть Н.Г.Рубинштейна, неудачная женитьба композитора, враждебный прием критикой "Орлеанской девы". Много сил отнимала забота об осиротевшей после смерти Рубинштейна консерватории. О трудностях этого периода композитор писал в письме к Н.Ф. фон Мекк от 14 сентября 1882 года: "Теперь я подобен человеку, несущему на себе хоть и дорогую, но тяжелую ношу, которую во что бы то ни стало надо донести до конца. Я и донесу ее, но часто боюсь, что силы мои уже надломлены и поневоле придется останавливаться" (1, 102).
Итак, работа над оперой шла с перерывами и растянулась на два года. Как всегда плодотворными были несколько месяцев пребывания у сестры в Каменке. Партитура была завершена весной 1883 года и передана для постановки сразу в два театра: Большой и Мариинский. Содержание поэмы не укладывалось в оперные рамки. Пришлось исключить образы Петра и Карла, а изображение Полтавского боя передать оркестру. Кстати, картина боя написана столь красочно и живописно, что слышимое становится видимым.
В центре оперы личная драма Марии, Кочубея, Любови. Исторические события становятся фоном главного конфликта Кочубея и Мазепы. С потрясающей глубиной и силой воплотились в опере страдания Марии, ее трагическая любовь. Чайковский создал пленительный, но и противоречивый образ "красы черкасских дочерей". В нем все: нежность и страстность, кротость и непокорность, скромность и властность, преданность и предательство (по отношению к родителям). Любовь к Мазепе так велика и безрассудна, что Мария приносит ей в жертву свою дочернюю любовь, а в итоге - и свою жизнь. Сколько тепла, искренности в музыкальной характеристике Марии!
Сложны и противоречивы и другие персонажи оперы. Вот Мазепа - властолюбивый, вероломный, жестокий злодей, хищник, чудовище, осуждающее на казнь отца своей возлюбленной и своего друга. Но он же и страстный любовник, его чувства глубоки и искренни. В своей арии-исповеди, а также в сцене-дуэте с Марией он благороден, обаятелен. Любовь к Марии принесла ему "блаженство и обновленье, и рай", вернула ему молодость. Однако, любовь не отвлекла Мазепу от осуществления честолюбивых планов, более того, он и Марию делает своей сообщницей. И она, наивная, любящая его безумно, в восторге восклицает:
"О, милый мой,
Ты будешь царь земли родной,
Твоим сединам так пристанет
Корона царская..."
А в это время готовится казнь ее отца.
Образ Кочубея тоже интересен и многогранен: благородство, верность Отчизне и царю соседствуют с властностью, деспотичностью, гордыней. В его монологе о трех кладах раскрывается возвышенность его устремлений.
Образ Любови Кочубей очень цельный. Сколько же страданий выпало на долю этой сильной, волевой, мужественной женщины! Еще не придя в себя после предательства дочери она получает новый удар судьбы - казнь мужа.
Чайковский - драматург достиг в этой опере новых высот. Главный прием развития действия - контраст. На контрасте основаны и композиция сцен, и трактовка образов. Спокойному, лирическому хору девушек в первой картине противопоставляется бурная сцена ссоры Кочубея и Мазепы, заканчивающаяся уходом Марии из родного дома. Кульминацией трагедии становится сцена казни. Вдруг в атмосферу тревожного ожидания страшного события врывается разудалая песня пьяного казака: "Гой, гой, чумандра, чумандрыха молода". Его прогоняют, но этот эпизод еще больше нагнетает напряжение. Неотвратимость, жестокость предстоящего события с потрясающей силой передается оркестровыми средствами: колючими, жесткими звучаниями, маршеобразным, каким-то тупым темпоритмом, нарастанием звучности в сочетании с восходящим движением к главной кульминации. И вновь резкий контраст - предсмертная молитва Кочубея и Искры:
"Внемли молитве покаянья,
И просветленный вниду я
Туда, где нет печали, воздыханья
И мук земного бытия"
После этого "затишья" еще страшнее надвигающаяся оркестровая гроза, словно сама смерть, шествует навстречу страдальцам. Драматизм сцены усиливается приходом Любови и Марии. Самое страшное свершается на их глазах. В опере есть еще вторая кульминация, в отличие от первой, - "тихая". Это - финал. Отгремела Полтавская битва. Посрамленный предатель Мазепа позорно бежит с поля боя. Неожиданная встреча с безумной Марией останавливает его. Но Мария не узнает его. Вспоминая того, прежнего Мазепу, она восклицает: "...его усы белее снега, а на твоих застыла кровь!" Колыбельная песня безумной Марии над умирающим Андреем - гениальная находка драматурга Чайковского. Казалось бы, - налицо полное несоответствие жанра тому, что происходит в действительности. Но именно такой финал потрясает слушателей, заставляя проливать слезы над трагической судьбой Марии.
Таким образом, опера "Мазепа" соединяет черты лирико-психологической и исторической оперы. Развернутые народные сцены, симфоническая картина "Полтавский бой" создают исторический фон, на котором разворачивается личная драма героев. В отличие от акварельной лирики "Онегина" опера написана как бы широкой, сочной кистью. Ее оркестровая фактура насыщена, красочна. Вокальные партии требуют больших кантиленных голосов, а остроконфликтная драматургия предъявляет высокие требования к актерским качествам певцов. Возможно, поэтому, опера ставится сравнительно редко.
Премьера "Мазепы" состоялась в Большом театре 3 февраля 1884 года, в Мариинском - 6 февраля. Театры как бы соревновались между собой. Чайковский участвовал в подготовке оперы в Москве: аккомпанировал певцам на спевках, давал ценные указания. Очень волновался, тяжелые предчувствия томили его. Более всего боялся не критики (хотя ничего хорошего от нее не ждал), а холодного приема взыскательной столичной публики. Но благодарная московская публика восторженно приняла оперу, горячо приветствовала композитора, бесконечно вызывая его. Петр Ильич остался доволен постановкой и исполнителями. Это были прекрасные профессионалы, певцы высокого класса. Первой исполнительницей партии Марии (по мнению автора и критики - лучшей) была Эмилия Павловская (Бергман) - прекрасное лирико-драматическое сопрано. Мазепу пел Богомир Корсов (это псевдоним Готфрида Геринга) - великолепный драматический баритон. Не уступал им Кочубей в исполнении Павла Борисова. В роли Любови выступила Александра Крутикова, обладательница низкого меццо-сопрано мягкого грудного тембра. Хороши были и другие исполнители. Дирижировал главный дирижер Большого театра Ипполит Карлович Альтани - мудрый, тонкий музыкант.
Тотчас после премьеры Чайковский уехал за границу (Берлин, Париж), не в силах вынести ожидания петербургской премьеры, новых волнений. Как он боялся отзывов критиков! И не напрасно - в Париже он получил исчерпывающую информацию об их приговоре: талант его растрачен, мелодии заимствованы, темпы растаяли, оскудели, "Мазепа" - не опера и т.д. Особенно изощрялся в своих нападках Цезарь Кюи. Можно себе представить, как больно и обидно было композитору. Однако, несмотря на все происки "друзей", публика полюбила оперу. Правда, петербургская премьера не имела такого успеха, как московская. Но позднее сбылось предсказание Э.Направника: "Мазепа" заняла прочное место в репертуаре театров. Популярность ее не столь велика, да и найдется ли еще опера, которая могла бы соперничать в популярности с "Евгением Онегиным"?
"Мазепа" на самарской сцене
В Самаре опера "Мазепа" ставилась сравнительно редко. До революции она была представлена пятью антрепризами. Первое знакомство с оперой произошло на рубеже 19-20 веков. То был спектакль Саратовской труппы Николая Унковского, в которой сам антрепренер спел партию Кочубея (2, 152). К тому времени Унковский покорил сердца самарских меломанов как один из лучших исполнителей партии Онегина. Помимо красивого голоса он обладал ярким драматическим дарованием.
В 1900 году "Мазепу" привозила в Самару Казанско-Саратовская антреприза М. Бородая (2, 153). А 11 июня 1913 года в городском театре состоялся спектакль "Мазепа" в постановке Московской оперной труппы С.Зимина. "Волжское слово" откликнулось довольно обстоятельным отзывом за подписью В. У-овъ (3). Во вступительной части статьи автор отводит опере видное место не только в русской, но и в европейской музыкальной культуре. В первую очередь он отмечает успех оркестра, который сумел раскрыть красоты партитуры Чайковского. Кочубей в исполнении М.И.Донца захватывает, волнует и трогает. Особенно удалась сцена в тюрьме. Великолепны были переходы от трогательной покорности судьбе к бессильному гневу. "Отчетливая дикция давала возможность зрителю кроме музыки насладиться и красотами языка чудной поэмы". За сцену молитвы перед казнью все заслуживают похвалы: и Кочубей, и Искра (г-н Светлов). Хор звучный и стройный, в отличие от гастрольных спектаклей других групп. Госпожа О.П.Нестеренко - Мария была очень хороша в лирических сценах. А в драматических местах ей не хватало темперамента. Очень хорошо была исполнена финальная колыбельная. Г-н А.К.Диков - Мазепа мало удовлетворил рецензента. "Ему не доставало той властной суровости гетмана, которая в причудливом сочетании с юношеской пылкостью поразила воображение Марии и покорила ее сердце". Автор рекомендует артисту перечитать Пушкина "для более яркой и верной подачи отдельных сцен". "Г-жа Н.К.Правдина провела роль матери с достаточной силой и темпераментом. Г-н А.Г.Борисенко провел роль Андрея с горячим подъемом, хорошо звучал голос. Недурной Орлик - г-н Зубарев. Публики было немного, что очень жаль".
Конечно, по этому отзыву трудно составить представление о вокальном уровне исполнения, о постановке в целом, о работе режиссера и художника. Автор не счел нужным назвать имена дирижера и других руководителей постановки. В рецензии нет даже инициалов исполнителей, я узнала их из афиши.
Там же указано время начала спектакля - в половине девятого вечера. По нашим понятиям это поздно. Если учесть, что в опере шесть картин, то становится понятно - почему многие любители оперы не рискнули пойти на спектакль.
Еще меньше информации дает отзыв о спектакле "Мазепа" в постановке труппы оперного товарищества под управлением А.С.Кастаньяни 30 октября 1914 года (4). Автор дает волю своему гневу по поводу малого количества публики и забывает о главной цели своей публикации: "В огромном и неуклюжем здании цирка-театра немногочисленная публика и подавно была еле заметна. Знали ли самарцы, - какая опера ставилась в тот вечер, понимали ли не пришедшие слушать "Мазепу", как легкомысленно они отнеслись к данному произведению великого русского маэстро?" Далее идут пространные рассуждения о Чайковском, его операх, о том, что "Мазепа" - редкая гостья на периферии. И автор пускается в размышления о причинах пустующих залов: "Это - тлетворность того музыкального воспитания, которое испытывают на себе самарцы в течение долгих лет. В чем выражается это? В военных "хорах" на гуляньях в Струковском саду, в "салонных" оркестрах ресторанов и кабаков... А за всем этим грамофоны и грамофоны." Возмущению автора нет конца: как можно заменить лучшую оперу Чайковского "завыванием бездушной машины?" Сам отзыв о спектакле ограничивается фразой: "...есть ансамбль, сыгранность, дающая спектаклю плавный ход, хороший темп... и совсем хорошие эпизоды, например, третья картина второго акта (Казнь)". В заключение автор оправдывает краткость своего отзыва тем, что опера давно уже говорит сама за себя, так что - зачем слова? Подпись - С.С. Так и не узнали мы ничего: кто пел, как пел в "Мазепе" 30 октября 1914 года. Правда, афиша сообщила нам состав исполнителей без указания, кто какую партию поет: Долинская, Ганф, Григорьев, Шумаков, Мельников, Еленин. Дирижер - Б.А.Павлов.
Следующая встреча с "Мазепой" состоялась 26 марта 1916 года во время гастролей Русской оперы П.Н.Мамонтова. На сей раз С.С. не удостоил "Мазепу" своим вниманием. В афише удалось найти только одно имя участницы спектакля - В.Н. Петровой-Званцевой.(5)
Мария - Волох О.Н., заслуженная артистка РСФСР, Мазепа - Ястребов Н.Г., заслуженный артист РСФСР.После революции для театра наступили трудные дни. Частные антрепризы были запрещены, попытки создать государственный театр кончались неудачей - мешали гражданская война, голод, разруха. К тому же по идеологическим соображениям Чайковский был объявлен персоной "нон грата" как "певец упаднических дворянских настроений". Оперы его запрещались, портреты уничтожались. Только заступничество наркома просвещения А.В.Луначарского спасло доброе имя композитора. И все-таки в двадцатые и даже тридцатые годы театрам давались указания "свыше" изживать худшие проявления "чайковщины". Несмотря на это в конце 20-х годов в афише театра, организованного в Самаре в 1925 году Ленинградским посредбюро работников искусств (руководитель Дагмаров), находим названия всех трех опер Чайковского на пушкинские сюжеты. Однако, ни в прессе, ни в архиве театра, сильно пострадавшем от пожара, не удалось найти отзывов о постановке оперы "Мазепа" и сведений о составе исполнителей. Сценическая жизнь оперы надолго приостановилась. Только в марте 1938 года состоялась ее премьера уже в государственном театре оперы и балета. Чуть позже, в ноябре 1938 года театр отпраздновал новоселье, переехав в только что выстроенное здание Дворца культуры на площади имени В.В. Куйбышева. В то время в театре сложился интересный творческий коллектив. К сожалению, не удалось найти ни отзывов о спектакле 1938 года, ни сведений о составе исполнителей. Судя по публикуемым в газете "Волжская коммуна" афишам театра, опера "Мазепа" имела успех, ибо ее давали еженедельно в течение двух сезонов. А потом в прокате оперы возникла длительная "пауза" - целых 10 лет. Напомню, что во время войны в течение двух сезонов Куйбышев музыкальный аплодировал искусству артистов Большого театра. Увы, "Мазепы" в его репертуаре не было. Наш театр вынужден был, в основном, ставить оперетты. Восстановить статус оперного театру удалось в 1949 году.
Наконец, 29 января 1949 года состоялась новая премьера оперы "Мазепа". Несмотря на трудности послевоенного времени спектакль получился ярким и красочным. Даже сейчас, по истечении более полувека, в памяти встают как живые персонажи той постановки в исполнении замечательных артистов. Особенно запомнилась Мария - Ольга Николаевна Волох. Это была великолепная певица-артистка, создавшая на нашей сцене прекрасные женские образы Татьяны, Лизы, Кумы, Марии, Иоланты, Дездемоны и др. Весь ее облик, казалось, излучал доброту. Чуть приподнятые брови придавали ее красивому, округлому лицу очарование наивности и удивления. Мягкая пластика движений, легкая походка, но главное - голос, дивной красоты сопрано теплого грудного тембра, кантилена широкого дыхания, - все это завораживало зрителей. Ее Мария вызывала искреннее сочувствие. Может быть, ее героине не хватало волевого, властного начала, зато любовь переполняла ее через край. Ярко, страстно, а в кульминации торжественно, ликующе звучало ее ариозо в первой картине. Роковая страсть безраздельно завладела ею:
"Какой-то властью непонятной
Я к гетману привлечена.
Судьбой нежданной, безвозвратной
Ему я в жертву отдана.
Своими чудными очами,
Своими тихими речами
Старик меня приворожил.
Люблю его душою пылкой!"
Хороша была Волох в лирической сцене с Мазепой, требующей тонкой смены настроений и голосовых красок. Тревожные интонации ревности сменялись половодьем любовных признаний. Любовь ослепила Марию, она готова разделить участь любимого - ждет ли его царский трон или плаха. Но самое сильное впечатление производил финал: колыбельная безумной Марии над умирающим, а затем уже мертвым Андреем:
"Спи, младенец мой прекрасный
Спи, мой милый, спи родной
Баюшки-баю, баюшки-баю..."
Голос Волох звучал то отрешенно, то ласково. Все нерастраченные чувства материнской любви, нежности звучали в этом волшебном пении. Трагизм усиливался контрастным фоном: всполохи пожара, заброшенный сад Кочубея, развалины дома, Мария в рубище..., и, вдруг, над всем этим ужасом - ангельское пение. Гений Чайковского и талант Волох создали эффект потрясения необычайной силы. Мог ли Андрей, любящий Марию с младенчества, желать лучшего напутствия, уходя в вечность!?
Колоритный образ Мазепы создал Николай Григорьевич Ястребов. Артист яркого темперамента, он преуспел в создании образов злодеев, таких как Яго, Скарпиа. И вот Мазепа. Злодейская сущность прикрыта внешней благопристойностью седовласого старца. Он красив, статен, импозантен. Характерная деталь - леденящий душу ястребиный взгляд, словно оправдывающий фамилию артиста. Образ хищника, ястреба или коршуна (как называет его мать Марии в своих причитаниях), похитившего голубку, таким запомнился Ястребов-Мазепа. Голос его - драматический баритон, обладал каким-то специфическим вибрато, которое придавало ему характер то злобного клокотанья (в сцене ссоры с Кочубеем), то любовного трепета (в сцене обольщения Марии). И все-таки, хотелось бы большей искренности, теплоты в лирических эпизодах, ведь Мазепа любил Марию страстно и нежно. Зато во всей красе предстал вероломный, коварный, жестокий авантюрист, без колебаний предавший в руки палача отца своей возлюбленной.
Партию Кочубея исполнял А.С.Шевцов-Пронский - обладатель большого, красивого баса-кантантэ (высокого), интересный актер. Публика полюбила его Мельника, Гремина, Мефистофеля. Роль Кочубея - огромная удача артиста и спектакля. Выразительное пение сочеталось с полным, глубоким раскрытием образа. Особенно большое впечатление производили сцены допроса и казни. Каким величественным, непреклонным представал он в рассказе о трех кладах! Сколько горечи, боли, страдания, но и гордости было в голосе певца! В сцене казни проникновенно, трогательно звучала молитва - последнее земное обращение к богу. Гениально написанная Чайковским и так искренне исполненная Шевцовым-Пронским вместе с М.С.Шумским (Искра) сцена эта вызывала слезы у большинства зрителей.
Очень выразительна была Любовь в исполнении Татьяны Николаевны Пахомовой. Певица высочайшей вокальной и общей культуры, она могла своим роскошным голосом выразить бездну чувств и переживаний. К тому же, бог не обидел и артистизмом, и темпераментом. Подобно умелому скульптору она сотворила яркий образ, воспевший величие материнской любви, мужество и стойкость верной сподвижницы Кочубея. К сожалению, сценическая судьба Т.Н.Пахомовой не сложилась: в силу разных обстоятельств ей пришлось уйти из театра в филармонию. Нет ее имени и в культурной энциклопедии Самары. Между тем, она вписала не одну славную страницу в историю театра, создав полнокровные образы Амнерис, Кармен, Кончаковны, Ольги. Позже она проявила себя как замечательная камерная певица, а также как мудрый, чуткий педагог вокала в музыкальном училище.
Образ Андрея, страстно влюбленного в Марию и чем-то напоминающего Ленского, как-то остался в тени. Правда, у А.Швецова интереснее прозвучала вокальная партия, чем у К.Тарасова, да и персонаж получился более живой. Тарасов оглушал и заглушал всех мощным звуковым потоком, да и в сценическом поведении его был "перебор": в жестах, мимике много бестолковой суеты. Но в редкие мгновенья, когда ему удавалось укротить своего "зверя", публика получала истинное наслаждение. Он даже был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР и некоторое время пел в Большом театре.
В роли Орлика, этого коварного приспешника Мазепы, выступал Л.М.Ктиторов, уникальный бас, который вскоре привел его в Большой театр. Запомнились и второстепенные персонажи: Искра в исполнении М.С.Шумского и пьяный казак - М.Д.Гаврилов. У главных исполнителей были дублеры: Мазепа - А.Бондарев, Кочубей - И.Зотов, Мария - М.Ярошенко, Любовь - П.Д.Агеева. Но мне не довелось их услышать. Интересно то, что мои оценки почти полностью совпали с мнением рецензента той постановки М.Н.Тейха (6). Что касается оценки самой постановки, работы оркестра, дирижера, целесообразнее будет привести мнение критика.
Милий Николаевич Тейх - замечательный вилончелист, педагог музыкального училища. Он владел пером не хуже, чем смычком, и в своих рецензиях, как правило, давал глубокий анализ спектаклей. На этот раз автор дает высокую оценку музыкальной стороне спектакля, работе дирижера: "А.Д.Шморгонер прекрасно чувствует музыку Чайковского, ее волнующий драматизм. Это глубокий, вдумчивый музыкант-художник". И М.Н.Тейх выделяет наиболее яркие оркестровые эпизоды: увертюру, сцену ссоры, казнь, Полтавский бой. Благодаря высокому мастерству дирижера оркестр добился хорошего ансамбля, слаженности. Однако, отмечаются и погрешности в строе деревянных духовых. Хорош хор, особенно в сцене казни, а в эпизоде заговора отличился мужской хор (хормейстер А.А.Бельский).
Режиссер М.М.Валентинов хорошо построил массовые сцены, однако не обошлось без излишней театральности, внешних эффектов (финал первой и второй картин). Главный вывод: уровень вокальной и музыкальной культуры спектакля очень высок. С большим вкусом и прекрасным чувством музыки поставлены танцы балетмейстером Н.В.Даниловой. Сценография и костюмы художника Т.В.Меншиковой способствуют яркому впечатлению. Этот красочный, запоминающийся спектакль был хорошим подарком к 150-летию А.С.Пушкина.
Андрей - К. ТарасовКроме официальной рецензии, мне удалось найти в архиве отзывы о спектакле самих зрителей. В то далекое время регулярно проводились зрительские конференции. В стенограмме одной их них (от 22 марта 1949 года) запечатлены высказывания зрителей о разных спектаклях и артистах. Отрадно то, что все сходятся в высокой оценке спектакля "Мазепа", все хвалят Волох, Пахомову, Шевцова-Пронского, Ктиторова, дирижера. Однако к Ястребову были претензии по поводу его сценического поведения (7).
В 1954 году спектакль капитально возобновлен режиссером-ассистентом П.Д.Агеевой. Почти полностью изменился состав исполнителей. Дирижер - Д.В.Карасик, хормейстер - А.Я.Войскунский, художник - М.А.Мурзин, балетмейстер - Н.В.Данилова. Партию Мазепы исполняли Ф.П.Корешников и Л.В.Куриков. У обоих большие, свежие голоса. Образ коварного гетмана получился убедительнее у Корешникова. Куриков статичен и неуклюж, игра его вызывала недоумение. И.Е.Зотов, свободно преодолев все вокальные трудности партии Кочубея, создал глубокий образ любящего оскорбленного отца, мстителя, патриота. Правда, игра его не свободна от трафаретных оперных штампов, театральных жестов. В роли Марии помимо О.Н.Волох выступили М.А.Бевза, Г.С.Тельнова, В.Ф.Денисенко. М.А.Бевза обладала голосом такой силы, какой хватило бы на десятерых. Когда ему становилось тесно в могучем теле хозяйки (по габаритам она превосходила Монтсеррат Кабалье), он сокрушал все на своем пути: перекрывал хор и оркестр и, конечно, партнеров. Но если певице удавалось обуздать свое сокровище, она дарила нам мгновения радости. Конечно, несоответствие мощной комплекции артистки образу юной красавицы снижало впечатление. В партии Любови выступили М.Ф.Бусько и Л.В.Козлова. Бусько была более органична и вокально, и сценически, хотя ее игра не вызывала такого сочувствия, какое могла пробудить Любовь - Пахомова. Партию Андрея замечательно исполнил П.М.Рише, обладатель прекрасного драматического тенора. В роли Искры выступили А.Бельмесов и М.Шумский.
Новая постановка "Мазепы" была осуществлена в 1963 году. Премьера состоялась 29 мая. Это был удачный дебют в роли режиссера легендарного артиста А.В.Дольского. Дирижер - А.Н.Волков, художник - М.А.Мурзин, хормейстер - В.К.Мертенс, балетмейстер - Н.В.Данилова. Это было яркое событие в музыкальной жизни города, мимо которого не мог пройти летописец театра, замечательный драматический актер Г.А.Шебуев. В своей рецензии, которую правильнее было бы назвать эссе, он подробно анализирует спектакль (8). Я позволю себе как можно ближе к тексту привести этот отзыв, ибо считаю его образцом подобного жанра. Профессионализм этого анализа сочетается с интересной формой подачи материала. Сначала автор приглашает нас совершить экскурсию в историю создания оперы, сопоставляя ее с первоисточником - поэмой "Полтава". Оценивается и либретто Буренина. Шебуев называет "Мазепу" "певучей" оперой, стиль которой приближается к эпическому. Далее речь идет о драматургии, о композиции отдельных сцен. Автор отдает дань восхищения поэту и композитору и переходит к разбору спектакля, который поставлен с явным стремлением к масштабным приемам "большой оперы", с широким дыханием, эффектным, броским оформлением: огромный шикарный кабинет Мазепы в его дворце, сцена казни, вынесенная на берег реки с перспективно уходящим далеко пейзажем на противоположном берегу... Путь верный и по Пушкину, и по Чайковскому. Но не все барьеры преодолены. Прежде всего, Шебуев делает упрек дирижеру, который добросовестно выполняет указания композитора, но не творит музыку. Хотелось бы более эмоционального исполнения с контрастными нюансами и по мелодике, и по динамике и ритмике, более трепетного отношения к музыке и переживаниям героев. Не идеальны ансамбли, особенно в быстрых темпах. Лучше обстоит дело с режиссурой. В работе А.В.Дольского много ценного и верного. Композиционный план соответствует стилю крупной формы за исключением некоторых частностей. Профессионализм чувствуется в крепко слаженных массовых сценах. Но в работе с солистами присутствуют ненужные, традиционные приемы, освященные десятилетиями. Статичны отдельные мизансцены с пением "на публику", огорчает большое количество неправды в отношениях между действующими лицами, в их сценическом поведении. Хочется верить, что со временем талантливый артист, ставший режиссером, передаст другим свой богатый арсенал выразительных средств: искусство яркой фразировки, выразительной пластики, верной мысли, живого чувства, правды сценической жизни, смелость фантазии....
Хорошее впечатление произвел хор своей точностью и музыкальностью (хормейстер В.К.Мертенс).
Далее идет разбор исполнения сольных партий. Я.И.Иванов - Мазепа весьма импозантен, эффектен, но традиционно статичен. Образ получился как бы одноплановым. Правда, там, где образ влюбленного старика оттесняет фигуру отважного властолюбивого авантюриста, на помощь приходит чудесный голос - мужественный, властный, горячий, и мы ощущаем внутреннюю силу Мазепы. Великолепно провел артист сцены ссоры с Кочубеем, дуэт с Марией, знаменитую арию-исповедь "О, Мария".
Кочубей Зотова достаточно убедителен. Два бесспорно выигрышных качества отличают его: полноценное звучание большого голоса и темперамент. Досадно, что нередко в передаче переживаний своего героя он использует и в пении, и в игре аффектированные традиционные приемы, т.е. штампы.
Образ Марии - один из совершенных женских портретов Чайковского. Лина Левченко являет собой воплощение юности, чистоты, подкупающей задушевности, трогательной непосредственности в соединении с безукоризненным знанием партии, музыкальностью. Ее красивое свежее сопрано прекрасно передавало тончайшие движения души, все оттенки ее любовных переживаний. Однако, любовь Марии-Левченко пассивная, в ней больше лирического преклонения, чем торжественного восторга безмерно любящей женщины - потенциальной царицы. Левченко не хватило решительности, воли, страстности, присущих героине Пушкина-Чайковского. Лучшая ее сцена - элегичная колыбельная безумной Марии.
Наиболее законченный и цельный образ достойной подруги Кочубея, гордой и высокоумной, создала А.Д.Серпер. По искренности, правдивости, по уверенному профессионализму - это настоящий стиль музыкального реализма. Можно сделать упрек артистке в излишней форсировке звука, которая происходит по причине эмоционального перехлеста. К сожалению, ни один из исполнителей партии Андрея (ни Тарасов, ни Лисовский) не соответствовал нашим представлениям о влюбленном юноше. Нарочито неживая игра, крикливое пение усугубляли негативное впечатление.
Живописна и красочна сценография спектакля (художник М.А.Мурзин). Однако, следует предъявить претензии постановочному цеху, недоумение вызывает слишком шумная смена декораций в "чистых" переменах, раздражающий стук молотков.
Подводя итоги, Г.А.Шебуев отмечал, что театр на верном пути. Были "недолеты", но больше "прямых попаданий". Спектакль пользовался успехом у публики, но мог бы быть и лучше, жизненнее, правдивее.
Рамки статьи не позволяют описать всех исполнителей ролей в опере "Мазепа". Многие имена остались за кадром. Со времени последней постановки прошло более сорока лет и в обозримом будущем не предвидится обращения театра к этой замечательной опере. А жаль! В настоящее время наша труппа располагает великолепным составом исполнителей для этой оперы. Василий Святкин прямо создан для партии Мазепы, только усы и шевелюру пришлось бы перекрасить. А каким Кочубеем был бы Андрей Антонов! Так и слышится в монологе о трех кладах его прекрасный бас. Валентина Анохина могла бы занять одно из первых мест в галерее исполнительниц роли Любови. Темпераментная Евгения Тенякова смогла бы создать интересный образ нежной, любящей, но и волевой, решительной, страстной Марии. Есть и перспективная молодежь. Было бы где развернуться и хору, и оркестру.
Но, увы, в планах театра нет "Мазепы". Не угнаться теперь за постановочными темпами трудного послевоенного времени, когда в сезон давалось до десяти премьер, а сейчас с трудом находятся средства на одну-две.
Но "Мазепа" пользуется спросом на театральном рынке в эпоху развития рыночных отношений. Время от времени появляется информация о постановке оперы в том или ином театре. В конце прошлого века Сергей Бондарчук осуществил масштабную, роскошную постановку "Мазепы" в Большом театре. Она пользовалась успехом, хотя критика пожурила мэтра за роскошь, традиционность и консерватизм. Полной противоположностью этой явилась постановка "Мазепы" в Галикон-опере в 1999 году (режиссер Бертман), вызвавшая бурю противоположных откликов. Приведу несколько примеров. Елизавета Дюкина "Музыкальное обозрение" считает: "Это шоу, не имеющее отношения ни к Чайковскому, ни к Пушкину. Режиссерские амбиции и принцип "все, что угодно, лишь бы не скучно" постепенно приводят Бертмана к отрицанию оперного жанра, чему способствует, как всегда, громыхающий оркестр с, как всегда, фальшивыми певцами". Оценка-1.
А вот Алексей Парин радиостанция "Эхо Москвы" хвалит театр, который успешно продолжает поиски современного театрального языка в опере" Оценка-4.
Петр Поспелов "Известия" видит привлекательность театра "Геликон" в радикализме: "Каждую минуту в этом театре ты можешь быть оскорбленным и возмущенным, но именно этим он интересен". Оценка -3.
Андрей Хрипин "Независимая газета" лаконичен в выражении своего мнения: "Это "кич". Оценка -3.
Хочется верить, что, наконец, для русского театра "взойдет звезда пленительного счастья". И тогда сбудется пророчество Направника о том, что опера "Мазепа" займет прочное место в его репертуаре.
При подготовке исторического раздела использованы материалы:
1. Вл. Протопопов и Н.Туманина Оперное творчество П.И. Чайковского М., Акад. Наук СССР 1957г.
2. Сидельников П.И.Чайковский М. Ис-во, 1992г.
3. Н.Туманина. Чайковский. Великий мастер. М., Наука 1968 г.
4. А.М.Пружанский. Отечественные певцы. 1750-1917. Словарь. М., 1991 г.
5. Е.Берлянд-Черная. Пушкин и Чайковский. Музгиз. 1950г.
6. П.И. Чайковский. Об опере и балете. Отрывки из писем и статей. М., Музгиз 1960 г.
Эрна Сэт,
профессор СамГПУ
Автор выражает благодарность сотрудникам ГАСО
за предоставленные материалы и фотографии.