Среди различных, подаренных мне сувениров, есть оригинальная деревянная скульптурка: маленький динозаврик, высоко вознеся голову, словно поет миру о чем-то счастливом и вечном. Изделие так и называется "Влюбленный динозавр". Автор поделки - самарец Юрий Васильевич Богулев. Никогда не унывать, как можно больше познать, как можно больше доставить радости - это его философия! В результате этой философии - старший преподаватель кафедры физвоспитания Самарского Аэрокосмического университета, член Союза журналистов, автор оригинальных заметок и фотозарисовок о флоре и фауне нашего края, неутомимый мастер прикладного искусства. Чем только не был увлечен Богулев в своей жизни! Вечный романтик, писал стихи, закончил курсы экстрасенсов. Еще он очень любит петь и, работая над своими поделками, постоянно напевает. Желание петь было настолько велико, что в 47 лет поступил в музыкальную школу, и даже участвовал в конкурсе певцов в оперном театре, но не прошел.
Юрий Васильевич много совершает прогулок по лесу, по берегу Волги, результатами которых и становятся фоторепортажи или новые лесные скульптуры в его обширной коллекции.
"С чего началось увлечение деревянной скульптурой? - говорит Юрий Васильевич. - Я всегда чувствовал в себе некий генетический код, благодаря которому меня постоянно тянуло к природе. Поездки на соревнования в разные города, общение с творческими людьми, увлечение фотоделом пробуждали чувство творчества и я чувствовал, что есть еще не реализованные силы, ждущие своего выхода. Году в 70-м поехали мы на мачтовую встречу в Ленинград, где случайно в гостинице я и познакомился с прекрасным человеком - танцором, скульптором, художником Михаилом Тимохиным. И когда Миша год спустя приехал в Самару в гости, я повел его знакомиться с волжской природой. Проходя по какому-то овражку, мой спутник поднял небольшую корягу, достал перочинный ножик и сотворил чудо. И вдруг во мне словно кнопку какую нажали: "Юрий Васильевич, это же твое!". После Мишиного отъезда я стал таскать из леса корни и коряги вязанками"...
На вопрос соседских бабушек: "Что такое несешь, мил человек?" Он, посмеиваясь отвечал: "Дрова". Между тем, стал потихоньку обустраивать мастерскую, обзавелся верстаком, инструментами, добыл литературу по прикладному творчеству. Поначалу мастерскую наводнили безымянные лешие, лесовики, сказочные персонажи, которым не всегда можно было найти название. Затем стал проявляться свой "богулевский" почерк. Во-первых, все, даже самые страшные на первый взгляд персонажи, излучают доброту. А во-вторых, работы Юрия Богулева можно узнать среди других по тому бережному отношению к исходному материалу, который присущ немногим авторам. И, пусть у танцовщицы будет лишняя нога, а у журавля или аиста - лишнее крыло, Богулев не будет отсекать лишнее: так природа захотела...
В художественном салоне, на Жигулевской сувенирной фабрике, на различных выставках прикладного искусства он знакомился с такими же "свихнутыми", как и он сам. Начал выставляться, очень много работ дарил. Сегодня деревянные скульптуры самарского умельца рассеяны не только по России, но в ближнем и дальнем зарубежье. В Москве, Люберцах, Екатеринбурге, Саратове, Алма-Ате, Риге, Кривом Роге стоят и радуют взгляд его драконы, динозавры, лешие, птицы, журавли, декоративные подсвечники, вазы. Его деревянные скульптуры пропутешествовали и остались в Израиле, Китае, Германии.
В мастерской Юрия Васильевича - буйство лесных даров: сухие ветки, корневища, древесные грибы, наросты, шишки, скорлупы орехов - то, что природа отдала добровольно, ибо "живой" природой художник принципиально не пользуется. Много здесь готовых скульптур и скульптур, находящихся в работе.
Вот поднял свой изумительный резной хвост скорпион, возносится прямо к небу в невиданном танце инопланетянка, стремительно мчится сквозь время конь-огонь. Тоскует в гордом одиночестве цапля - ваза для зимнего букета; раскрыла рот хищная щука - напольная ваза для сухих цветов. А вот что-то вообще немыслимое - дуэт называется "Неразлучная парочка" и представляет собой варана и змеепаху (животное с панцирем черепахи и тонкой змеиной головкой). В этом деревянном зверинце большинство его обитателей узнаваемы, но есть и такие, которым трудно подобрать название. "Лох-Несское чудовище? Чертик? Бронтозавр?" - гадаю я. "Можешь называть их юриозаврами или существами "юрского периода", - улыбается Юрий Васильевич.
"Природа сама - великий художник, -говорит он, - а я лишь ее соавтор. Никогда не переделываю заготовку капитально, а лишь корректирую, дополняю тот образ, что уже есть. Этот древесный материал, который дарит Волга после паводка, лес, овраги я называю художественными полуфабрикатами. Надо лишь разглядеть в них лешего или русалку, лесовика или пеликана, зверя или птицу".
Все эти существа "юрского периода" не раз бывали участниками выставок в Самаре, Жуковском, Воронеже, Малаховке. Каждая выставка увеличивает число его поклонников, ибо полет его фантазии, доброта ко всему живому, пристальный взгляд на мир - все, что присуще нашему талантливому земляку, вряд ли кого сможет оставить равнодушным...
Все-таки здорово, что среди нас живут чудаки и поэты, мечтатели, которым, несмотря на невзгоды, жаль расставаться с " розовыми очками", верой в сказку и влюбленностью во все живое.
Наталья Красавина