Его зарисовки регулярно печатаются на страницах нашего журнала. Ради мини-этюдов, в особенности ради съемок певчих птиц, которым Виктор Владимирович отдает всю свою привязанность, он выдерживает 30-45 -километровые переходы, помногу часов проводит в укрытиях с биноклем. В его абалаковском рюкзаке нет лишнего груза: фотоаппарат "Зенит", телеобъектив, котелок, пилка для заготовки дров, полиуретановый коврик, еда, необходимые теплые вещи. "Надо идти на разумном легке, - говорит он, - чтобы тяжесть не давила душу, чтобы она пела". И улыбается на критику друзей, в пух и прах разносящих его несерьезную экипировку: "Как ты можешь в такой куртке спать на снегу?!" - "Сносно. На улице минус 25 градусов, а в моей снежной пещере всего минус два". Думаете, это бравада? Отнюдь. Были бы средства, будет и упаковка…
Осенью белобородый фотограф-отшельник спасается от непогоды в пленке для теплиц: устраивается на раскладном стуле внутри прозрачного мешка и, прислонившись к дереву, проводит ночевку. "Конечно, не сон, а дремота, но хорошо помню золотое правило охотников: если ты уснул в лесу без задних ног, то можешь проснуться в чьем-нибудь желудке".
В творческом архиве "местного Василия Пескова" более 660 мини-этюдов, в которых содержатся точнейшие, редчайшие описания состояния природы наших мест - ландшафт, растительность, животные, птицы. Это рукописи много лет ждут Издателя. По всей видимости, им станет тот, у кого "сердце даже в городе бьется в согласии с ритмами земли". Как, например, у Председателя Совета директоров Союза экспортеров энергии Рэма Ивановича Вяхирева, ставшего генеральным спонсором книги Василия Пескова "Аляска больше, чем вы думаете", вышедшей в свет в не самое благополучное для страны время - в 1994 году.
А пока бывший инженер-электромеханик, отдавший ВАЗу более 30 лет, а ныне 65-летний пенсионер В.Азалиев откликнулся на решение Генеральной Ассамблеи ООН объявить 2003-й год Международным годом пресной воды фотовыставкой "О Волга, колыбель моя…", насчитывающей более 50 снимков Волги, Жигулей во все времена года, а также певчих птиц в окрестностях нашего "автомобильного Детройта". Фотовыставка, организованная при содействии дирекции по связям с общественностью ОАО "АВТОВАЗ", центра социальных программ и библиотеки "Автограда", прошла в первых числах марта в заводоуправлении АВТОВАЗа, а недавно пернатые В.Азалиева "перелетели" во Дворец культуры и техники, где для них широко распахнула двери хозяйка литературной гостиной Александра Владимировна Кишкурно. Здесь, на фоне разноцветных крыльев, перьев, клювов и хвостов и состоялось наше интервью с удивительным человеком.
- Виктор Владимирович, когда, каким образом в Вашу жизнь залетели птицы?
- Из стихотворения Агнии Барто "Снегирь", которое мне, 5-летнему, прочитала мама. В нем есть такие строчки о снегире:
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла,
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Увидев снегиря в нашем дворе, я влюбился в него с первого взгляда. Помню так же, как по весне отец носил меня, полусонного, по лужам на руках в детский сад. Жили мы в Сызрани, и наш путь пролегал мимо старых построек, где под стрехами деревянных домов ворковали сизые голуби и их перламутровые грудки переливались всеми цветами радуги. Сон как рукой снимало. И еще - к вопросу, как в моей жизни появились птицы? Мы в послевоенные годы росли без цветных кинофильмов, телевидения, ярких журналов. Для нас снегири, свиристели на рябине - все равно что елочные игрушки. Оперение птиц - первые краски нашего детства.
- Есть ли у Вас любимые певчие птицы?
- С юношеских лет чувствую необъяснимую симпатию к обыкновенной нашей синице, самой слабой из всех птиц, зимующих рядом с человеком. Она - мой тотем, своеобразный предмет культа. Эта птица веселая, любопытная, смелая и с хитринкой. В народном календаре есть даже синицын день - 12 ноября. Однажды в журнале "Наука и религия" прочитал: "Синица - она порошам вестница. Птицу эту в народе называют девятисловой. Она, мол, ведает и смехом, и слезами, и знает ласковое, верное слово. А главное, синица может сказать: "Задуманному быть ли? Счастья ждать ли?".
- Пробовали ли Вы переговариваться с птицами?
- Я могу переговариваться с синицей и чижом. Умею пищать по-синичьи, свистеть, как чиж. (И Виктор Владимирович изобразил. Посетители литературной гостиной, где проходила наша беседа, завертели головами: откуда здесь, на третьем этаже ДКиТ, взялись птицы?)
- И они Вам отвечают?
- Отвечают, подлетают ближе. Вот недавно продемонстрировал дочери свое умение, сманил свистом пролетающего над дачей чижа. Чиж сделал несколько кругов надо мной и сел на соседнее дерево.
- Как Вы думаете, что птицы Вам говорят?
- Иногда мне слышится, что синица при встрече говорит мне: "Здравствуйте!"
- Вот это да!
- Когда я устаю, она подбадривает меня. В одном из своих походов я находился в верховье реки Суры, что в Пензенской области. Шел наугад, без карты, блуждал, порядком утомился, к тому же комары донимали. Вдруг прилетает синица и поет: "За мной! За мной!". Я пошел в ту сторону, куда она полетела. Оказалось, мне туда и надо! Если продолжить разговор о моих любимых певчих птицах, то на втором месте - щегол. До чего же он весел, вертляв и разговорчив! Когда щегол поет, а поет, конечно же, самец, он не в силах усидеть на месте, вертится туда-сюда, как заводной, словно любуется собой: "Ах, какой я красавчик! Лучший в мире жених!".
- О! Самые видные женихи в Новой Гвинее. О них писал знаменитый исследователь Дэвид Эттенборо. Самец-шалашник бьет все рекорды по ухаживанию: он строит беседку, украшает ее разноцветными камушками, ракушками, цветами, утрамбовывает площадку для танцев. Шалашник показывает подруге такую хореографию, до которой многим артистам Большого театра "лететь и лететь". Эттенборо сокрушался: "Жаль, что эти красивые райские птицы живут только для себя. Они не созданы для человека". Виктор Владимирович, а кто считается лучшим птичьим кавалером в наших краях?
- Честно говоря, наблюдать птиц на природе в период брачных отношений очень сложно, они осторожны и пугливы. Известно, самец трясогузки приспускает одно крыло и чертит круги вокруг избранницы, при этом он приседает и кланяется. Самка же в этот момент демонстрирует инфантильность - выпрашивает пищу. Самые же трогательные, оригинальные ухаживания у воронов. Самец носится в небе, как летчик-ас, падает вниз головой, парит на спине с торчащими вверх лапами. Мастер своего дела! У воронов очень верные, жизнерадостные пары. Влюбленные, как цирковые акробаты, на лету сцепляются лапами и передают из клюва в клюв какие-нибудь предметы. У народов Севера ворон божество, тотем. Атапаски в Канаде говорят: "Белые люди, возможно, произошли от обезьяны, а мы от ворона". Ворон - мудрая птица, интеллектуал, по народному поверью, живет лет триста.
- Да, это поверье и волнует, и пугает, хотя на самом деле вороны 300 лет не живут. Но, будучи студентами журфака МГУ и убирая картофель на полях под Можайском, близ которого проходило Бородинское сражение, мы с почтением следили за черными птицами, кружащими над могилой русского генерала Багратиона, над обелисками с именами героев Отечественной войны 1812 года. Вот, думалось, кто знает всю правду о великой битве! Но вернемся на берега Волги, которые, я знаю, Вы исходили вдоль и поперек, особенно в районе Тольятти. Какие виды птиц обитают в наших краях, какие из них занесены в Красную Книгу России?
- Как следует из публикаций ученых-орнитологов, орнитофауна Самарской области представлена 235 видами, из которых 195 гнездятся. Остальные 40 видов либо только зимуют, либо бывают у нас на весенне-осенних пролетах. В Красной Книге, к сожалению, уже значатся: орлан-белохвост (размах крыльев до 2,5 м), беркут, могильник, степной орел, скопа, сапсан… Интересно, что сокола-сапсана я дважды видел в нашем Тольятти на улице Революционной. Он охотился в районе третьего комплексного общежития. Голод не тетка, приходится за голубями и в мегаполис наведываться. Год назад на той же Революционной, возле старого торгового центра я встретил лазоревку Плеске (редкий гибрид зеленой и белой лазоревки). Чтобы убедиться, Плеске это или нет, я бегал за синицей довольно долго. К сожалению, в тот момент я был без фотоаппарата.
Примечательно то, что птицы летят не абы как, а из века в век по одним и тем же маршрутам, с севера на юг и обратно. Одна из миграционных трасс некоторых птиц проходит над Тольятти. Лет 5 тому назад я наблюдал, как огромная стая диких гусей вылетела из Жигулевской трубы (между Лепешкой и Девьей горой) и прошла через центр Автозаводского района, прямо над Спасо-Преображенским собором. Вот бы снимок получился!
- Виктор Владимирович, какие снимки Вы считаете удачей, все равно что выигрыш в лотерею?
- На авторской фотовыставке, состоявшейся этой весной в заводоуправлении
ОАО "АВТОВАЗ", многих привлек мой снимок "Соловей". Люди говорили: "Надо же, какая скромная одежка, а как поет!", или: "Много раз слышал соловья, но ни разу его не видел". Соловей на цветущей яблоне - этот кадр получился очень забавно. Мой дачный участок расположен на опушке Ягодинского леса, в котором полно соловьев. Я несколько раз я пытался снять соловья прямо через забор, но все выходило неудачно, то фон плохой, то мелко. В тот день я совсем отчаялся, отложил фотоаппарат и взялся за лопату. Вдруг вижу, тот же соловей прилетает прямо на участок и садится в метрах 10-ти от меня на мою яблоню. Видимо, он сжалился надо мной. Поющий, он позировал. Я сделал 3-4 кадра, и соловей улетел. Улыбка фортуны!
- О чем же поет ночной соловей?
- О том, что все вокруг его. "Мое! Мое! Мое!" - сообщает он нам во всю мощь своих маленьких легких. "Мой гнездовый участок! Моя ночь! Моя черемуха! Мои звезды!". Соловей имеет 12-25, а иногда до 93 фиксированных типов песен. У ночного соловья ценится необычный строй песни, совершенство колен, глубина звука, чистота фраз. К слову, венгерский музыкант и орнитолог П.П.Сёке открыл законы построения песен птиц. Оказалось, мелодика птичьих песен связана с ритмами тирольских, венгерских, русских песен. Этот эффект может обнаружить каждый из вас, если в 2,4 раза замедлит скорость проигрывания магнитофонной записи песен птиц,
- Знаю, многим понравилась Ваша работа "Вот мы и дома" - лебеди на фоне Молодецкого кургана.
- Да, фотоохота ранней весной 2001 года принесла мне удачные трофеи. Вот один из них. На Куйбышевском водохранилище, в районе Муравьиных островов, прямо напротив нашей достопричательности - легендарного Молодецкого кургана - в полынье я заприметил трех лебедей-шипунов. Был конец марта, и я, рискуя провалиться под лед, подполз к "чистой воде" максимально близко, чтобы снять этих красавцев хотя бы со 100 метров. В кадр попала только влюбленная парочка, так как третьего лебедя самец, атакуя, отогнал как потенциального соперника метров на 400.
- Горькие сожаления тоже были?
- Знаете, птице же не скажешь: "Посиди, я тебя сейчас сниму". Хотя мысленно я прошу ее об этом почти при каждой съемке, т.к. фотографирую устаревшей техникой. Сожалений хватает: о лазоревке Плеске я Вам уже поведал. Дважды на Федоровских лугах я видел белую лазоревку, которую в простонародье называют "князек" из-за бело-синего оперенья, но не было с собой подходящего объектива. А хохлатую синицу, или "гренадерку" - так ее называют из-за хохолка - встретил только раз в районе Старой Рачейки, за Сызранью, но снять ее не удалось. Летом за "гренадеркой" отправлюсь в мини-экспедицию, в знаменитый Рачейский сосновый бор.
- Не кажется ли Вам, что птицы с не меньшим интересом наблюдают за Вами?
- Еще как наблюдают! Некоторые просто сгорают от любопытства, но не
показывают вида. Так, однажды на реке Сура за мной "шпионил" трехпалый дятел. Вроде бы делом занят, сосредоточенно долбит сухостойную сосну, а сам зыркает в мою сторону. Убедившись, что я не опасен, он выдал мне ту самую знаменитую дробь, которую выбивает самец ранней весной. В дятле всего 60-70 граммов, а от его ударов резонировало дерево весом в несколько сот килограммов. Дятел перелетал только на "свои" сосны и бил клювом по хорошо известным ему "музыкальным" сучкам, чтобы произвести наибольший звуковой эффект. Незабываемый сольный концерт дятла-ударника!
- Виктор Владимирович, чему нам, двуногим, стоит поучиться у птиц?
- Многому. В первую очередь, заботе о потомстве, верности и героическим усилиям по его кормлению и воспитанию. Я ни разу не видел, чтобы птица бросила своих птенцов. Кукушка - исключение. Большая синица выводит до 8-ми птенцов, она делает в день по 300-400 прилетов к гнезду. Трясогузка приносит в день до 350 порций корма. Как челнок снует, работает на износ, а из гнезда - огромные рты и писк: "Дай-дай-дай!". Очень крепко, самоотверженно сидит на яйцах варакушка, ее в этот период даже можно накрыть ладонью или взять в руки. У нее есть 6 особых приемов имитации сигналов, с помощью которых она не только отгоняет конкурентов от гнезда, но и наводит на них такой ужас, что не выдерживают даже птицы с железными нервами. И эту-то птаху с яркой тропической окраской иногда называют монстром, страшилищем! Самой многодетной мамашей считается куропатка, высиживающей до 20-ти птенцов. Ее счастье, что они рождаются уже в пухе и рано начинают сами клевать. Такую ораву ей было бы не под силу прокормить.
У соловьев нам следовало бы поучиться чуткости. Даже при густом расселении они строго соблюдают иерархические ранги, очередность и порядок пения. Если и возникают вокальные конфликты, то птицы быстро понимают друг друга. Старые соловьи прилетают первыми и занимают лучшие места, а молодые группировки располагаются на менее пригодных участках. Если на одной ветке поют старый и молодой соловей, то "юнец" хорошо знает свою очередь. Забывшегося же "нахала" старый соловей усмиряет песней необычайной силы и совершенства. Вот, мол, как поют профессионалы!
- Давно хотела Вас спросить, на кого похожи жители нашего города? На ворон, воробьев, райских птиц или на пернатых неизвестной породы?
- На хитрых, безжалостных, всеядных серых ворон. Посмотрите, к примеру, как замусорены наши улицы, дворы, пляжи. Сколько грубости и жестокости можно увидеть в отношениях людей.
- Все - серые вороны?
- Нет, конечно, но в нашем обществе развиваются малосимпатичные явления: дележ, передел, захват, драки… На Ваш непростой вопрос трудно отвечать.
- Как Вы относитесь к птицам в клетках?
- Раньше я сам держал синиц, щеглов, чижей. Сейчас понимаю, что это жестоко заточать птах в тесные, железные прутья, но я не могу осуждать людей за это. Понимаете, я имею возможность ходить на природу в разное время года и подолгу наблюдать за птицами, а кто-то ее не имеет. А им так же хочется и слушать птиц, и любоваться ими. Кто знает, может для некоторых людей птица - единственное любимое живое существо, с кем можно перекинуться словом. Но не все птицы выдерживают длительное содержание в клетках. К неприхотливым комнатным птицам относятся: чиж, щегол, снегирь, зяблик, овсянка обыкновенная.
- 1 апреля - Международный день птиц. Как его встречает Тольятти?
- В нашем городе ежегодно проводится акция "Птицы - наши друзья". В 2003 году, например, построено 1400 скворечников, в лесопарковой зоне установлены сотни кормушек. Много мероприятий проводится эколого-биологическим центром, клубом любителей природы, ребятами школ №18, 20, 23, 43, 91. Огромный вклад в защиту экологии вносят учащиеся гимназии № 35 под руководством учителя биологии, заслуженного учителя России Альвины Михайловны Тарановой. Меня как ветерана-вазовца несказанно радует тот факт, что ОАО "АВТОВАЗ" лидирует среди отечественных предприятий в деле охраны природы. В региональном конкурсе "Лучшие предприятия Самарской области" АВТОВАЗ стал победителем в номинации "За эффективную экологическую политику" (II место). Почетными Дипломами Правления Российского экологического Союза и Союза Российского экологического движения (РЭД-"Зеленые") награждены начальник отдела охраны окружающей среды Нина Романовна Петрова и заместитель директора по инженерно-технологическому обеспечению Аркадий Яковлевич Гильбух. Им вручены номерные бронзовая и серебряная (соответственно) медали.
- Кто Ваши кумиры в популяризации знаний о флоре и фауне окружающего нас природного мира?
- Прекрасны книги Геннадия Симкина, Василия Пескова, Виталия Бианки, Александра Фармозова, который, кстати, прямо говорит: "Законы о защите природы могут быть весьма совершенными, но если у людей нет любви к родной природе, никакие распоряжения и цели не будут достигнуты". Орнитолог Симкин также справедливо напоминает нам о том, что певчие птицы своей музыкой, движением, цветом создают тончайший индикатор состояния нашей планеты. Именно животный мир, и в первую очередь птицы, острее всего реагирует на биокатастрофы, страшные атаки цивилизации. Восхищают фотосьемки англичанина Энди Роуза, которые можно увидеть по каналу "Animal Planet". В прежние годы часто показывали прекрасные киноленты Пятраса Абукявичуса из Прибалтики о животных, в том числе и о птицах.
- Виктор Владимирович, Вы автор единственной, но я верю, не последней, книжечки "Весенние этюды о природе". Там написано: "Штундеру Леониду Захаровичу, привившему любовь к природе, посвящается". Кто этот человек?
- Это друг моего отца. Большой знаток природы и страстный охотник. Между прочим, прошел всю войну. Его рассказами я в детстве заслушивался. Благодаря Леониду Захаровичу я через всю жизнь пронес девиз: "Знай, наблюдай, люби, воспевай и защищай природу родного края!".
- Виктор Владимирович, наша беседа о птицах началась с поэтического образа, "Снегиря" Агнии Барто. Уверена, у Вас есть и любимые сказки о птицах.
- Есть. Это сказка Ханса Кристиана Андерсена "Дикие лебеди". Очень трогательна та сцена, где у младшего брата не хватает одной руки, вместо нее осталось лебединое крыло: Элиза не успела довязать рукав из крапивы на последней рубашке. И вторая сказка "Гадкий утенок". Неправда ли, не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
- Нельзя не задать Вам простой и последний вопрос. Сколько всего птиц Вы сфотографировали?
- Специальной съемкой птиц я занимаюсь недавно. За два года снял более 50 видов на цветную пленку. Задача этого лета - снять еще 50. Поскольку в наших краях, как Вы уже знаете, обитает 235 видов птиц, то я нахожусь только в начале пути.
- Удачи!
- Спасибо.
Раиса Киселева, член союза журналистов России
Фото Виктора Азалиева