Вы слышали о самарском купце, имевшем дом и собственный магазин на одной из центральных улиц Самары? На Панской располагался его писчебумажный и художественный магазин, предлагавший покупателям, как гласит реклама "письменные принадлежности для присутственных мест, школ, контор и канцелярий. Предметы для рисования, черчения и живописи. Вещи из бронзы, накладного серебра, мрамора и кожи. Багеты для рам и прием заказов. Клеенка всевозможная. Обои".
Вы слышали о состоятельном человеке, капитал которого к концу 1915 года составлял 2 миллиона рублей, совершившем путешествие за границу, владельце первого в Самаре автомобиля? Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку художественного музея, с условием пожизненно и бесплатно занимать должность хранителя в этом музее.
Знаете о мальчике, с детства мечтавшем посвятить себя рисованию? Но отец, имевший собственное дело, считал тягу ребенка к искусству "баловством" и родительская воля определила судьбу: 6 классов Самарского реального училища, где его педагогом по рисованию был живописец Н.А.Храмцов, а затем работа "мальчиком" в магазине отца. Мальчик вырос, стал крупным торговцем и... известным самарским художником - любителем. Свою детскую мечту он воплотил в жизнь. Его картины и сегодня украшают экспозицию Самарского художественного музея. Современники отмечали, что работы эти "заключали много настроения и любви к волжской природе", называли его "певцом Волги".
Слышали об одном участнике первой выставки самарских художников, организовавшем вместе с художником Ф. Буровым кружок любителей искусства, активнейшем участнике ежегодных выставок самарских художников и жертвователе своих произведений в фонд музея, страстном коллекционере, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею, авторе "Проекта постройки и устройства оборудования и организации провинциального музея"?
Вам, конечно, показалось, что рассказ идет о нескольких людях. Нет, это все об одном нашем земляке - Константине Павловиче Головкине, который несмотря на скромное происхождение ( в анкете он указывает - "из мещан"), на отсутствие высшего образования, был настоящим русским интеллигентом.
Октябрьская революция вырвала его из привычной среды. Константин Павлович в 1918 году уезжает с семьей из Самары в Иркутск, затем совершает поездку в Манчжурию и Японию, где собирает коллекцию произведений искусства, которую, возвратившись в 1922 году в Самару, передает художественному музею. А собранную коллекцию восточного искусства, археологических и этнографических находок передает самарскому музею Общества археологии, истории и этнографии. Вернувшись на родину, устраивается на работу в самарское Губернское архивное бюро. На его иждивении жена и трое детей. Тяжело. Но и в этот трудный период своей жизни, по собственной инициативе собирает материалы по истории родного города. Он проработал архивистом около года, и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых им была составлена уникальная краеведческая картотека. Сейчас она занесена в разряд уникальных дел самарского Госархива. В ней Головкиным собраны и обработаны материалы по истории промышленных предприятий города Самары, самарских улиц и площадей, казенных учреждений, учебных заведений, церквей и монастырей, богоугодных заведений, окрестностей Самары, рек Волги и Самары, быта самарцев, культурных предприятий, торговли. Константин Павлович обнаружил и описал 19 планов города. Чтобы составить картотеку, пришлось проработать массу документов губернского архива, окружного суда, гражданского суда, нотариального архива, изучить памятные книжки Самарской губернии, подшивки местных газет и журналов за 60 лет. Кроме этого, он записывал рассказы старожилов, а иногда и сам проводил необходимые изыскания. Так, для описания башенных часов, находящихся на колокольне Троицкой церкви, он сам осматривал часовой механизм и делал обмеры. Константин Павлович умер в 1925 году, не дожив до 54 лет.
О Константине Павловиче Головкине, к его юбилею краеведческим музеем была выпущена брошюра, были публикации в газетах, но этого мало, чтобы увековечить его имя и его труды.
Краеведческий музей по праву носит имя П.В.Алабина, а как оценить имя Головкина? Мы в долгу перед ним.
Издать бы отдельной книгой его уникальную краеведческую картотеку, которую с интересом прочтут все, кто интересуется историей родного края. Она может стать настольной книгой для историков и краеведов. А самое главное, эта книга даст возможность "говорить" самому Константину Павловичу с потомками.
Если немного помечтать, то, можно представить себе в доме, построенном по его проекту, так называемой даче "со слонами", музей, открытый благодарными потомками самарскому меценату, художнику, коллекционеру Константину Павловичу Головкину.
Галина Галыгина
Гл. специалист самарского ГосАрхива