(По материалам Государственного Архива Самарской области)
Я.П. КульневОдним из лучших военачальников русской армии последних десятилетий XVIII - первой четверти XIX в. Был генерал-майор Яков Петрович Кульнев (1763 -1812) - участник турецких (1787-1789 и 1810), польской (1794), французской (1807) и шведской (1808-1809) кампаний. Горячий поклонник Александра Васильевича Суворова, Яков Петрович Кульнев был близок к солдатам, добивался их высокой военной выучки, проявляя о них повседневную заботу. Солдаты платили ему любовью и доверием. Наиболее ярко военный талант его раскрылся в период Отечественной войны 1812 года, в самом ее начале, так как воевать Якову Петровичу пришлось всего месяц. Он нанес ряд жестоких ударов превосходящим силам французов в июне 1812 года у селения Юрбург. В середине июля у белорусской деревушки Чернево возглавляемый им Гродненский гусарский полк одержал верх над кавалерийской дивизией и даже взял в плен французского генерала, в последнем сражении под деревней Клястицы. Здесь, переправляясь через реку Дриссу под неприятельским огнем, Яков Петрович Кульнев был смертельно ранен. Умер 20 июля. Он стал первым русским генералом, погибшим в Отечественную войну 1812 года.
О Я.П.Кульневе ходили легенды. Облекая память о нем в народный рассказ, говорили, что он похоронен возле того холма, где родился. Сама его кончина стала излюбленной темой картин, гравюр, лубочных изданий 1812-1820 годов. О генерале оставил воспоминания его друг поэт-партизан Д.В.Давыдов, много перенявший у него в военном искусстве. А.С.Пушкин в повести "Дубровский" вложил в уста помещицы Анны Савишны Глобовой слова: "...Входит ко мне человек лет 35, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева...". В.А.Жуковский посвятил ему строфу стихотворения "Певец во стане русских воинов", выгравированную на гранитном памятнике, установленном в 1830 году на месте гибели Я.П.Кульнева.
Где Кульнев наш, рушитель сил,
Свирепый пламень брани?
Он пал - главу на щит склонил
И стиснул меч во длани.
Где жизнь судьба ему дала,
Там брань его сразила,
Где колыбель его была,
Там днесь его могила.
О брате Я.П.Кульнева генерале Иване Петровиче современные исследователи вспоминают реже, да и то только в контексте рассказа о выдающемся военачальнике, хотя заслуги И.П.Кульнева перед Отечеством тоже достаточно велики.
Братья всю жизнь были близки друг другу. Вместе учились в Сухопутном Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге (1770-1785), закончили его с большими серебряными медалями, начали служить поручиками в Черниговском пехотном полку. В дальнейшем военные дороги их разошлись. Яков Петрович, как человек более энергичный, добился перевода в кавалерийские части, и их карьера складывалась по-разному. Хотя Иван Петрович был произведен в генералы в 1799 году, но он подвергался царской опале и при Павле, и при Александре I. И Якову Петровичу, получившему генеральский чин только в 1808, приходилось неоднократно хлопотать за брата.
Ни по месту рождения, ни по службе генералы Куьневы прямого отношения к Самарскому краю отношения не имели. Тем неожиданней оказалась находка в Государственном архиве Самарской области (ГАСО) - 32 дела за 1785-1842г.г., содержащих собрание фамильных бумаг, принадлежащих роду Кульневых. Вероятно, последним их владельцем являлся бывший штабс-капитан лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка Леонид Иванович Кульнев (1884-1966), правнук И.П.Кульнева (1), которому по его просьбе 10 декабря 1912 года из Главного штаба была выдана копия формуляра И.П.Кульнева за 1828г. для составления истории рода (2).
Из находящихся в делах документов только два связаны с именем Якова Петровича Кульнева. Первый - копия засвидетельствованной доверенности - "верющего письма", данного им в апреле 1812 года брату Ивану на право получения пожалованных ему императором, за военные заслуги в войне с турками в 1810г., выплат в течение 12 лет по тысяче рублей ассигнациями ежегодно из Государственного банка (3). Свою "аренду" Кульнев отдал в приданое племяннице Гликерии (р.1810) - дочери Ивана Петровича, лишившейся матери при рождении. Вообще, благородство составляло отличительную черту характера Якова Петровича. Достаточно сказать, что он с начала своей службы отсылал треть своего жалованья своей матери Луизе Ивановне (урожденной Гребинниц) до конца ее жизни.
Второй документ - "открытый лист", выданный в 1813г. министром полиции А.Д.Балашовым И.П.Кульневу на перевоз тела Якова Петровича из места первоначального его захоронения под Клястицами в Ильзенберг (ныне с. Илзне, Латвия), имение их брата Михаила Петровича (4). Однако, погребение тела Я.П.Кульнева состоялось там только в 1832 году (5) и, братья над могилой установили часовню.
Остальные документы фамильного собрания касаются Ивана Петровича Кульнева. После гибели брата его по личной просьбе и по высочайшему повелению направили в действующую армию, в 1-ый пехотный корпус генерала П.Х.Витгенштейна, под началом которого в июне-июле 1812г. и состояли гродненские гусары Я.П.Кульнева.
Документы архива красноречиво свидетельствуют, что И.П.Кульнев не посрамил памяти брата. Так, в боях 6-8 октября 1812 года под Полоцком И.П.Кульнев был отряжен с Севским пехотным полком и с десятью дружинами петербургского ополчения в подкрепление 10-му егерскому полку на его правый фланг. В наградной грамоте читаем: "С отличной храбростью вел команду в атаку. Мужественно опрокинул неприятеля и прогнал его до самых окопов ....", за что был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени (6).
В феврале-мае 1813г. И.П.Кульнев участвовал в блокаде и осаде Данцига (ныне Гданьск, Польша), особо проявив себя 28 мая при вылазке неприятеля из крепости. Отвага генерала была отмечена всемилостивейшим указом 17 сентября 1813г. о пожаловании ему…" золотой шпаги с надписью "За храбрость", алмазами украшенной" (7). В подписанной главнокомандующим армией М.Б.Барклаем-де-Толли грамоте, в частности, сообщалось: "В уважение к отличной храбрости Вашей в сражениях во все время блокады и осады крепости Данцига... препровождаю для возложения на Вас орден Св. Анны 2-го класса". (8)
В следующем году И.П.Кульневу было поручено командование войсками России и ее союзников во взятом Данциге, а также начальствование над французскими пленными. За гуманность к побежденному противнику французский король Людовик XIII в 1821г. наградил Ивана Петровича одной из самых высоких степеней ордена Почетного легиона - Белым офицерским крестом. (9) Как тут не вспомнить Я.П.Кульнева и его рыцарское отношение к неприятелю. Один из его приказов гласил: "Кто кричит "пардон", - того брать в полон". А, уж, если кто попадал к нему в плен, тот никогда не испытывал ни издевательств, ни унижений, о чем, свидетельствовал пленный шведский генерал Левенгельм. (10)
Кроме золотой шпаги и орденов, как видно из документов ГАСО, И.П.Кульнев был награжден медалями в память войны 1812г., (11) вступления русских войск в Париж в 1814г., (12) знаком "ХХХ лет беспорочной службы". (13)
Как участник сражений против Наполеона, отмеченный боевыми наградами, генерал И.П. Кульнев имел право на помещение его портрета в Военной галерее Зимнего дворца. На это указывал и военный историк А.В.Висковатов (1804-1858) (14).
Однако, портрета Ивана Петровича там нет. Трудно сказать, было это следствием каких-либо интриг или просто чьей-то забывчивости. Но факт, что в 1826 году И.П.Кульнев обращался в Инспекторский департамент Главного штаба с соответствующим ходатайством и получил невразумительный ответ: "В числе генералов, коим портреты по удостоению комитета и Высочайшему соизволению могут быть деланы для эрмитажной Военной галереи, состоит один только генерал- майор Кульнев, убитый в армии". (15) Скорее всего, это был отголосок на нелюбовь к Кульневу прежних царственных особ. В 1841г. И.П.Кульнев вновь попытался вернуться к этому вопросу. Во всяком случае, в ГАСО хранится черновик его письма к военному министру графу А.И.Чернышеву. (16) Но было ли оно отправлено, и если было, то какой получен ответ - неизвестно.
Наконец, находка в ГАСО позволяет уточнить метрические сведения об И.П.Кульневе. До недавнего времени годом его рождения считался 1765 год. (17) Однако, в архиве сохранилась копия письма Ивана Петровича от февраля 1833 года, в котором он сообщал, что ему исполнилось 70 лет. (18) Вероятнее всего, что Иван Петрович родился в 1762 году. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что, по последним опубликованным данным, Яков Петрович Кульнев появился на свет в ночь с 24-го на 25-е июля 1763 года (19), а ведь Иван был старшим братом. (20) Ошибочным является и определенный В.М.Глинкой и А.В.Помарнацким год смерти И.П.Кульнева - 1840-й, так как одно из его, писем обнаруженных в ГАСО, датировано 28 июля 1842 года. (21) Заметим попутно, что в Военной энциклопедии издания И.Д.Сытина, И.П.Кульнев назван генералом от инфатерии, хотя был уволен в отставку в 1834 году в чине генерал - майора (22) и указывал его в дальнейшем. (23)
Многие годы жизни И.П.Кульнев с семьей - женой и четырьмя детьми проживал в Пскове. Есть свидетельство о том, что в Пскове Иван Петрович и его жена Олимпиада Сергеевна 14 февраля 1826 года встречались с Александром Сергеевичем Пушкиным.(24)
После выхода в отставку И.П.Кульнев нуждался материально. Сохранились его ходатайства с просьбами о предоставлении ему места службы и пособия.(25) Но хлопоты дали результаты только в конце жизни: в 1842 году И.П.Кульневу была утроена пенсия.(26)
Следует отметить, что люди из близкого окружения И.П.Кульнева были связаны с Самарой. Его "кума" (крестная мать его дочери Елизаветы - 1824г.р.) Марфа Степановна Назимова (1762-1844) была матерью Анны Александровны Набоковой и декабриста Михаила Александровича Назимова. А.А.Набокова и ее муж Н.А.Набоков (предки писателя В.В.Набокова) в 1843-1847 годах проживали в Самаре, где Н.А.Набоков служил управляющим удельной конторой. М.А.Назимов в 1846 году проездом с Кавказа в Псков побывал в Самаре, останавливался у сестры.
А.А.Набокова умерла в 1847 году и похоронена в Самаре.(28)
А.И. Носков.
Профессор Экономической Академии
Используемые материалы:
1. Михайлов А.А. Псковская ветвь рода Кульневых // Из глубины времен. СПб, 1994. Вып. 3. С.165
2. ГАСО Ф.803. Оп.3. Д.135. л.3об.
3. Там же Д.109. л.2-3
4. Там же. Д.98. л.2.
5. Русская старина. 1888. Т. 58. №6. С.609.
6. ГАСО. Ф.803. Оп.3. Д.109. л.5
7. Там же. л.8.
8. Там же. л.7.
9. Там же. л.11.
10. Костин Б. Я.П. Кульнев // Герои 1812 года. Сб. М., 1987. с.391.
11. ГАСО. Ф.803. Оп.3. Д.109. л.4.
12. Там же. л.13.
13. Там же. л.17.
14. Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. Л., 1981. с.231,232
15. ГАСО. Ф.803. Оп.3. Д.109. л.15.
16. Там же. Д.156, л.1.
17. Руммель В.В. , Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1886. Т.1. с.475; Полководцы, военачальники и военные деятели России в Военной энциклопедии И.Д. Сытина. СПб., 1997. Т.3. с.62; Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Указ. соч. с.232; Михайлов А.А. Указ. соч. с. 163.
18. ГАСО. Ф.803. Оп.3. Д.145. л.1.
19. Костин Б. "Для чести и славы Отечества..."// Прометей м., 1983. Т.13. с.44.
20. ГАСО. Ф.803. Оп.3. Д.109. л.3.
21. Там же. Д.95, л.3.
22. Там же. Д. 135. Л.2.
23. Там же. Д. 156. Л.1.
24. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1988. с.528.
25. ГАСО, ф.803. Оп.3. Д.134. л.1-2; Д.145. л.1.
26. Там же. Д.95.. л.3.
27. Там же. Д.132. л.1.
28. Носков А.И. Минувшее проходит предо мною... Самара 1998. с.75-76, 97-98.