Архитектор и строитель
Мошков Георгий Николаевич
Георгий Николаевич Мошков родился 16 января 1871 года в селе Виловатое Бузулукского уезда Самарской губернии в семье волостного писаря. С детства работал помощником плотника при рубке изб и строительстве церквей. Основные познания в области архитектуры получил на военной службе в инженерносаперном батальоне (1894 1897 гг.) и в архитектурной мастерской А.А. Щербачева, где прошел путь от чертежника до техникапроектировщика и получил основательную профессиональную подготовку. Встреча с Щербачевым, да редкое дарование позволили ему создавать гармоничные звуки «застывшей музыки», какой издревле почитается архитектура. Там, в мастерской Мошков познакомился с другим начинающим строителем – Яковом Степановичем УшаковымРешетниковым.
Архитектором Т. Хилинским Мошков был привлечен к строительству Ольгинской общины на ул. Льва Толстого (Москательной), и корпусов самарской тюрьмы на улице Арцыбушевской (Ильинской).
Потребность проявить себя в архитектуре привела Георгия Николаевича к самостоятельной творческой деятельности. В его работах проявился устойчивый интерес не только к древнерусской, но и заимствованию форм византийской культовой архитектуры. В 1904 году Мошков был призван на русскояпонскую войну. Дочь архитектора Мария Георгиевна Мошкова так вспоминала: «… он отправился на фронт как унтерофицер саперных войск. Был контужен, отлежался в полевом госпитале. После заключения мира вернулся в Самару и начался для него наиболее плодотворный период деятельности». Со своим учителем А.А. Щербачевым сотрудничал в строительстве «Дома с атлантами» на улице Венцека (Заводской). Они лепили фигуры атлантов, осуществляли надзор за строительством. Большой известностью среди построек Г.Н. Мошкова пользуется двухэтажное здание винных складов Иванова, в подвалах которого находилось хранилище. Здание декорировано ренессансными элементами – висячие пилястры, вазоны, картуши.
Не имея специального образования, среди своих коллег он не чувствовал себя равноправным. Его «архитектурство» принималось с трудом. Да и по закону проектировать здания без специального образования было запрещено. Единственной возможностью осуществления своих проектов была работа по подрядам, но и тут существовало препятствие: не имея недвижимого имущества (гарантий), подряды сам брать не мог. Жена – Мария Александровна включается в работу, став официальной подрядчицей, имея недвижимость – половину маленького домика в Солдатской слободе (ныне Мичуринский микрорайон).
Ему приходилось постоянно отстаивать авторские права на самостоятельную работу, иногда идти на компромисс, продвигая проекты за подписью маститых архитекторов на определенных условиях. Многие из этих домов не вошли в список его авторских работ, а он не претендовал на их авторство, отчасти избегая конфликта, а более стыдясь этих фактов как проявления своей непринципиальности. В 1918 году при КОМУЧе за сочувствие большевикам Мошков попал в тюрьму.
В 1937 году по проекту, выполненному совместно с архитектором А.И. Матвеевым, занимался надстройкой Госбанка на ул. Куйбышева. Известны еще два проекта, которые не были осуществлены: церковь в родном селе и мечеть на ул. А. Толстого.
М.Г. Мошкова писала: «В работе отец был требовательным к себе и окружающим, нетерпимым к нерадивости и нечестности. Вот и получился, по словам дяди Яши (УшаковаРешетникова), «неистовый характер». Он часто выходил из себя, что, впрочем, ему легко прощали, так как вспышки эти были «по делу», а пыл его быстро проходил и он старался както загладить свою грубость. В последнем большую роль играло и влияние жены: ей приходилось воспитывать не только детей, но и мужа. В расчете с рабочими не было мягче человека, особенно когда имел дело с добросовестными работниками. Так и прожил всю жизнь бессребреником. Выполняя большие заказы, капитала не нажил, не собрал даже денег на постройку собственного дома. Семья всю жизнь прожила на квартирах».
В 1949 году Георгий Николаевич ушел из жизни.
Валентина Калюга