Музыкант от Бога. Баянист тончайшего тембрального слуха, живого воображения, блестящей техники. Его исполнение пронизано искренним и самобытным поэтическим чувством, большой импровизационной свободой. Именитый гость Самары - Фридрих Липс. Это он создал репутацию баяна как инструмента с неограниченными техническими и звуковыми возможностями. Этому Мастеру удалось, используя специфику звукообразования, выявить такие таинства "души" инструмента, которые иначе, чем фантастикой, не назовешь.
Создавая уникальную ауру звуков, баян Фридриха Липса рождает особую притягательную силу, пленяющую слушателей и превращающую их в поклонников этого жанра. Для композиторов, пишущих и баянную музыку, - это творческий импульс, благословляющий на новые полотна и даже инструментальные концерты для Маэстро.
Фридрих Робертович Липс родился на Урале в обрусевшей немецкой семье. Окончил Магнитогорское музыкальное училище им. М.И.Глинки, ГМПИ им. Гнесиных. Сейчас профессор Липс - заведующий кафедрой народных инструментов РАМ им. Гнесиных. Гастролировал с сольными концертами в США, Канаде, Японии, Китае, Германии, Франции, Испании, Италии, Голландии, Дании и других странах.
Автор многочисленных переложений и транскрипций для баяна, статей по теории баянного исполнительства, инициатор и редактор-составитель многотомной "Антологии литературы для баяна", книги "Искусство игры на баяне", которая переведена на немецкий язык и издана в Германии.
Творческое кредо Фридриха Липса - "открывать неведомое и творить красоту" - снискало ему славу большого Мастера. Если собрать все публикации о Липсе - исполнителе (а это следует сделать!), получилась бы многотомная исповедь рецензентов, посвященная многолетнему творчеству, артистической свободе, интерпретаторскому искусству, восторженному преклонению и всему, что рождается от единения яркого таланта и упорного труда.
Огромная сила - искусство музыкальной интерпретации! Оно приводит человеческую душу в соприкосновение с творчеством гениев музыкальной мысли, запечатлевших в своих творениях яркие мгновения эпохи.
Попытки распознать, в чем магия привлекательности музыки, созданной руками Липса, и какую роль при этом играет синтез homo sapiens (человек думающий), homo faber (человек действующий) и homo creator (человек творящий), приводят к убеждению в правоте великого Микеланджело, утверждавшего величие кисти, повинующейся интеллекту.
В своё время известный западный культуролог Авраам Моль ("Социодинамика культуры") считал, что игра есть искусство звуков, завораживающая манипуляция ими. Фридрих Липс тоже завораживает, но иным способом - властью музыкального интеллекта. Его исполнение музыки - это раздумья мудреца, который не просто повествует звуками о некогда происшедшем событии. Безупречное чувство стиля и углублённость проникновения в мир исполняемой им музыки помогает слушателю стать и свидетелем события той эпохи, и единомышленником Музыканта. Слушая Фридриха Липса, слышишь самобытно мыслящего и образно творящего художника, раскрывающего и вечную новизну музыкальной классики, и свою душевную неповторимость, словом, личность артистически гармоничную.
…И вот Маэстро Липс на Волге. Фридрих Робертович дал согласие провести мастер-классы. Самарскому любителю баянного искусства представилась возможность войти в творческую лабораторию знаменитости, приобщиться к процессу оживления художественных идей, зашифрованных в загадочных нотных знаках, и наблюдать удивительное преображение многообразия вертикалей и горизонталей музыкального текста в живые чарующие звуки.
Встречи с Липсом - Педагогом проходили в концертном зале музыкального училища, где событие объединило преподавателей академии культуры и искусств, педуниверситета, музыкальных школ и училища, многочисленных студентов.
…В ожидании притихла взволнованная публика. Поклоны, приветствия, общая приподнятость настроения…. Вдруг зал разразился аплодисментами. Легко вообразить, что творилось в душе студентов II курса академии культуры и искусств Дмитрия Кузьмина и V курса педуниверситета Ивана Мельникова, которым выпала честь участвовать в педагогическом диалоге с Мастером.
Позже они выразят удивление - как быстро он помог прийти в себя и включиться в действие памятного для них "спектакля", который, возможно, больше никогда не повторится….
При четко продуманной режиссуре занятия, его целей, задач, структуры не покидало ощущение сплошной педагогической импровизации, сиюминутности рождения действий Учителя.
Предстояла работа над пьесами Доменико Скарлатти и Антонио Вивальди. Одних имён композиторов достаточно, чтобы мысленно перенестись в эпоху великих титанов Возрождения, их шедевров в музыке, поэзии, скульптуре, архитектуре, живописи….
Об этом и заговорил Маэстро. Природа не поскупилась, одарив его и ораторским талантом. Зал внимал вдохновенному рассказу о Ренессансе, о пышном расцвете всех искусств, рождении новых музыкальных жанров, ярких стилей, в коем преуспели многие композиторы, в том числе Д. Скарлатти, чья клавесинная игра поражала воображение своей виртуозностью; А. Вивальди, волшебник-скрипач, сочинявший удивительную музыку и положивший начало не только жанру сольного инструментального, но и ансамблево-оркестрового концерта (кончерто гроссо).
…Погружение в великую эпоху предназначалось, прежде всего, ученику, который здесь и сейчас прикоснется к произведениям той поры. И произойдет это на глазах восхищенного рассказом зала. Первые звуки, фразы, пассажи…. Дима Кузьмин, подогреваемый ободряющими похвальными словами "нормально", "лучше", "хорошо", "молодец", "замечательно", вышел, наконец, из состояния "предстартовой лихорадки". Маэстро окончательно раскрепостил и окрылил ученика.
Далее опять увлекательное повествование о стиле Д.Скарлатти, об исполнительских школах, об опыте и манере исполнения пьес композитора на баяне, о возможных интонациях, качестве звука. Тем временем зал, похоже, мысленно тоже поддался магии педагога и жил теми же музыкальными проблемами. Вызывало улыбку то, как некоторые из присутствующих, "упражнялись" на воображаемой баянной клавиатуре, используя подлокотники кресел и реагируя в ходе занятия на замечания, подсказки, советы педагога.
Стиль Ф.Липса - педагога приятно удивляет четкостью организации процесса обучения, лаконичностью, в которую включено множество приемов стимуляции творческих поисков обучаемого. Общение с ним легкое, ненавязчивое, фразы краткие, но емкие, оставляющие простор в креативном поле. Хотел ли того ученик, готов ли был, но оказался в ситуации неожиданного азарта от тактичных, но настойчивых заданий учителя: "подумай", "попробуй", "рискни", "создай" и т.п. Педагогам, присутствующим в зале, известна цена подобных "провокаций" на импровизацию. И студент оказался во власти педагогической импровизации самого Фридриха Липса.
Вдохновенно работая с учеником, Ф.Липс напоминал увлекшегося скульптора, который лепил что-то очень значительное, тщательно соизмеряя гармонию частей и целого. Он был безупречен, расставляя смысловые акценты на штрихах, приемах, нюансах, из которых в итоге создавалось единство смысла и чувства.
В импровизациях педагога не было ни случайности, ни стихийности. Скорее это была расчетливая свобода и располагающая естественность, которые помогли Маэстро осуществить педагогические замыслы. И, что важно, не прекращалась стимуляция одухотворенности. Ученик все время ощущал творческую энергетику урока, при которой от него требовалась способность придать своей игре какую-то неповторимость, первозданность, что давалось не так просто.
Способность обходить вниманием незначительные огрехи, искусство создавать творческую динамику и четко держать главную идею- цель позволяли ученикам поверить в себя, почувствовать хотя бы на миг состояние музыканта "без ахиллесовой пяты". Без таких мгновений не совершаются прорывы в чудеса самопознания и самопроявления.
Педагогическая концепция Ф.Липса возникла не вдруг. Почти два десятилетия тому назад появилась известная теперь каждому музыканту книга "Искусство игры на баяне". Именно ею Маэстро подводит итог разногласиям и противоречиям в дискуссиях по поводу того как обучать баяниста. Споры бушевали до восьмидесятых годов теперь уже прошлого столетия.
Вряд ли исчезнет из памяти тот накал страстей, когда представители баянной школы ломали копья в Киеве на Всесоюзном семинаре под руководством М.Гелиса (1961 год), где довелось присутствовать автору этих строк. В штыки принимались многие нововведения: применение большого пальца правой руки, его место на клавиатуре, посадка, постановка, даже функция плечевых ремней и их использование в игре - одного или обоих. Было немало сторонников того и другого варианта. Вспоминается острая полемика и по поводу методических работ об основах обучения игре на баяне И.Алексеева, П.Говорушко, А.Полетаева, Н.Ризоля.
Столкновения между киевской и московской школами заметно поутихли после выхода сборников под редакцией Ю.Т.Акимова "Баян и баянисты", на страницах которых педагогическая элита получила возможность делиться своим теоретическим, методическим и практическим опытом, проверенным временем.
Эти эпизоды стали теперь фактами истории становления отечественной баянной школы, в которой несомненную роль сыграл Фридрих Липс. За рубежами нашей страны признаны теоретико-методические основы обучения баянной игре, равно как признано в мире исполнительское мастерство отечественных баянистов. Не оспаривается сегодня и пальма первенства баянной школы России. В Санкт-Петербурге весьма успешно действует международная школа аккордеона, руководитель профессор Н.А.Кравцов. Проводимые там мастер-классы отечественных и зарубежных баянистов ни в чем не уступают скрипачам или пианистам. Баянная методика выходит на новые профессиональные исполнительские цели и "высшие этажи" педагогического творчества, где признанным эталоном, безусловно, остается Ф.Липс.
…Вернемся опять к педагогической импровизации профессора в Самаре. Продолжая мастер-класс, Маэстро обратился к особенностям исполнения концерта "Времена года" Антонио Вивальди (Зима). Здесь свою роль сыграл фейерверк приемов, позволивших ученику прочувствовать каждую ноту "и умом и сердцем". Музыкальный анализ сопровождался, в одних случаях, игрой воображения, поиском ассоциаций, образных представлений, сравнений музыки с живописью, с литературными источниками; в других - возникала необходимость в чувственных ощущениях "холода", "зябкости". Музыкальная задача толкала на поиск согревательных движений и усилий, способных на этом холодном фоне создать тепло уюта и душевного комфорта. Эмоциональный "натиск" педагога, игра разбуженного воображения помогали ученику найти исполнительское решение.
В ходе мастер-класса была представлена еще одна модель урока, где Маэстро был совершенно другим, работая с пятикурсником Иваном Мельниковым над пьесой финского композитора П.Макконена "Полет над временем".
Изменились все исходные данные: другая эпоха, другое музыкальное направление, другой стиль, жанр, другие традиции. Естественно, изменились педагогические цели и задачи. Неизменными оставались качество занятия, безупречный липсовский стиль общения со студентом, уважительное отношение к его индивидуальности.
После определения художественных ориентиров, особенностей музыкальной формы, выяснения исполнительских намерений и возможных при этом проблем возникла необходимость приподнять завесу над "кухней" музыкальной техники. При определенных условиях ей под силу творить настоящие чудеса.
Началось колдовство над звуком, который не сразу обретает эпитеты "ажурный", "чарующий", "пленительный", и не сразу превращается в образец изобразительного искусства. Но Мастер знает как направить творческие поиски студента на филигранное совершенствование технических приемов, не теряя при этом главную цель - раскрытие музыкально-художественного образа.
Заметим, очень не просто подобные уроки мастеров отнести к какому-то из традиционных видов, существующих в классификациях музыкальной педагогики: аналитическому, гармоническому, аппликатурному, техническому, художественно-исполнительскому и пр. Причин несколько:
во-первых, уроки, на которых задействованы все средства восприятия ученика - "думаю", "слышу", "вижу", "осязаю", "действую", чаще всего не существуют в "чистом" виде, в них есть содержательные элементы и других типов занятий. Мастер вправе использовать их избирательно или совокупно, но строго дозируя и подчиняя методический выбор художественной задаче;
во-вторых, видовое деление уроков в значительной мере условно и предполагает соприкосновение и взаимовлияние исполнительских целей и задач. Это доказывают мастер-классы известных творческих педагогов;
в-третьих, Мастер - потому и Мастер, что горизонт его педагогики беспределен и зиждется на гармонии целого и частного, что открывает простор искусству педагогической импровизации и творчеству.
Мастер-класс Фридриха Липса убедительно проиллюстрировал непреложность двух аксиом:
а. чрезмерное внимание к технике игры (порочная практика "техницизма") оборачивается потерями более высокого порядка - неадекватным или неполным восприятием идейно-образного содержания музыки;
б. техника игры не должна быть самоцелью, она есть средство создания музыкально-художественного образа. По Ф.Липсу, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора, что выполнимо при совершенной технике. Но на определенном этапе обучения технику стоит сделать целью, чтобы она могла достойно выполнять свои функции.
После мастер-класса началось общение, форма которого не поддается однозначному определению и могла быть названа и круглым столом, и дискуссией, и диалогом, хотя этот коллегиальный разговор по содержанию скорее напоминал рубрику о вузовских проблемах "В большой профессорской", которая не так давно существовала в центральной прессе.
В нашей импровизированной профессорской собрались педагоги разных уровней музыкального образования: организатор мастер-класса в рамках фестиваля "Виват, баян!", лауреат международных конкурсов доцент Войтенко С., пять профессоров из академии культуры и искусств - Грузинов Е.С., Лузанов Ю.Н., Максимов В.П., Стефаненко В.Ф., Стороженко А.М.; два профессора из педуниверситета - Кац А.М., Лакирев Е.М., доценты, ст. преподаватели вузов, преподаватели муз училища, школ. Присутствие столичного гостя Народного артиста России, профессора Ф.Р. Липса придавало особую значимость профессиональному диалогу коллег.
…Рукопожатия, слова искренней благодарности за Урок, который получили все, сидящие в зале студенты, и их педагоги. Публичная демонстрация мастерства - уже давно признанная форма повышения педагогической квалификации.
…Под одобрительные аплодисменты музыкант и поэт Борис Глошкин произнес поэтическое выражение нашей общей признательности и благодарности:
Липс! Генерация идеи,
Задумок ярких ураган!
И брызжут новые затеи,
когда Вы здесь. Виват, баян!
Путь исполнительства коварен,
Но здесь мелодии… лились.
Самарский зритель благодарен
Вам, дорогой маэстро Липс!
А когда эмоции улеглись, разговор о баянном искусстве и педагогике, школе игры и мастерах сразу обрел деловой характер. Оказалась объяснимой природа многих проблем: национальная баянная школа, по сравнению с другими, пребывает в юном возрасте. Между тем, так многого достигла, сумев воспользоваться мировым и отечественным опытом своих старших музыкальных "родственников" - мастеров скрипичного, фортепианного, органного искусства. Это позволяет строить смелые прогнозы.
Теряют перспективу мини-дискуссии о первичном и вторичном в музыкальной педагогике ("кисть", существующая вне интеллекта, или интеллект, управляющий ею). Структурной частью каждого урока, помимо анализа исполнительских проблем и поисков варианта их решения, должно стать целенаправленное развитие творческого начала ученика, которого возможно раньше следует вывести из "бескрылого" состояния. И когда он ощутит в себе силы и стремление творить, для него перестанет существовать дилемма, хорошо или плохо подражать лучшим исполнительским образцам. Подражание имеет право на существование лишь как исполнительский тренинг. В цене же всегда остается индивидуальная исполнительская манера…
Пока дискутировали педагоги, в углу концертного зала "заседала малая профессорская" - студенты бурно обменивались впечатлениями. Немного мешало волнение. Увереннее держались "герои дня". Ивана Мельникова, как сказал он, "поразила кропотливость отделки фраз, деталей и удивила память музыканта: он знал произведение до мельчайших подробностей!". И далее: "Очень тронула искренность стремления помочь мне обрести себя и исполнительскую уверенность".
Дмитрий Кузьмин благодарен Маэстро за незабываемый урок, помощь в преодолении сценического волнения и быструю адаптацию. Другие говорили, как завораживающе действует сама обстановка в зале. И хотя замечания педагога обращены "не к тебе, а косвенно чувствуешь себя включенным в правила игры". Раздавались реплики "было просто интересно!", "побольше бы таких "загрузок"!", "я усвоил для себя то, что хотел", "нашел ответы, которые искал"….
Не все смогли выразить нахлынувшие чувства и мысли. Но ясно было одно: Фридриху Липсу удалось очень сильно всколыхнуть молодежь, а такие интеллектуальные и эмоциональные встряски бесследно не проходят. Значит, цель мастер-класса достигнута.
А.М.Стороженко,
заслуженный работник культуры России,
зав. кафедрой народных инструментов СГАКИ,
кандидат педагогических наук, профессор.