Ах, как сладостно льются с экранов из уст всех лидеров до оскомины знакомые слова о народе, о будущем России, но мало кто, обещая счастливую жизнь, вспоминает о культуре.
А будущую Россию, невозможно представить без культуры. К сожалению, в жизни нас окружает вакханалия: архитектурные памятники уничтожаются в угоду бизнесу, литературная классика иногда даже выбрасывается из школьной программы, вместо музыки, зачастую слышим какофонию, музеи находятся в плачевном состоянии, библиотеки не имеют средств для широкой подписки, Академический театр опускается до постановки низкопробных пьес. Кто же и как объединит народ этим целостным явлением - культурой с ее тысячелетней историей? Кто даст еще раз осознать народу, что культура и экономика связаны теснейшим образом, что культура поднимает духовный уровень людей, что чем больше руководитель приобщен к культуре, тем выше его сознание и, почти забытая порядочность, так необходимые при желании служить России и народу. Витают в воздухе слова: "демократия", "гражданское общество", "свобода", "духовное развитие общества"... А о чем же идет речь?
И все-таки культура живет, пытаясь сохранить историческую память усилиями тех, о которых сказал Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков: "... всем понятно: забастовки шахтеров или военных это страшно. А музейным работникам, настоящим работникам, этим "рядовым культуры", плати им или не плати зарплату, - такая форма протеста неведома. Потому что они все равно будут делать свое дело. И не потому, что рассчитывают что-то когда-то у кого-то получить. Нет! А потому что иначе не могут". ("Наше наследие"№59-6-/2001). А может быть лучше государству поддержать этих рядовых работников культуры и образования, может быть, хватит выезжать на их энтузиазме и бескорыстии?
Член любой партии озвучивает свою партийную идеологию. Я обратилась к депутату Государственной Думы, члену Политсовета партии "Единая Россия" Мокрому Владимиру Семеновичу с просьбой ответить на некоторые вопросы.
- Владимир Семенович! Свобода - вечная, вожделенная мечта человека, как трактует это понятие партия "Единая Россия"?
- Свобода, я думаю, это большая ответственность. Свобода - это не беспечность, не разнузданность. Свобода - это ответственность за то, как твою свободу поймут и расценят окружающие, как на это отреагируют те, кто не готов ещё к свободе, кто привык быть ведомым.
Свобода - это осознанная необходимость. Свобода в каждом из нас имеет свои пределы, рамки в зависимости от нашей общей культуры, образования и воспитания. Чем больше человек образован, тем больше у него возможностей самореализации.
"Единая Россия" ставит своей задачей обретение каждым гражданином страны возможности жить достойно и свободно. Жить не за счёт социальных выплат из кармана государства, а за счёт своего труда. Не секрет, что сегодня многие люди могли бы обеспечивать себя и свою семью своим трудом, организовав своё дело. Дело, которое позволит им реализовать свои творческие и физические возможности. Но на пути достижения этой цели много препятствий, в их числе несовершенное законодательство. Надо устранить препятствия. Если каждый гражданин сделает себя богатым, страна будет богаче, а именно такова задача партии.
Я думаю, если человек занят любимым делом, позволяющим реализовать свой потенциал и обеспечить себя материально, это тоже свобода, свобода выбора профессии, дела, приобщения к культуре. Эта свобода никому не во вред, такая свобода положительно скажется на нравственном воспитании потомков.
- Наше время не дает больших оснований для оптимизма в отношении развития культуры. Что же должно сделать общество и каждый человек в отдельности для сохранения культуры?
- Основание для оптимизма есть. Люди никогда не утратят желание петь, танцевать, создавать произведения искусства. Тысячелетняя культура нашего народа накопила огромное духовное богатство- это Пушкин и Толстой, Блок и Шолохов, Чайковский и Шостакович, русские иконы и Левитан, Репин и Пименов, театр и философия, архитектура и наука. И живущие по всей России истинные энтузиасты и подвижники берегут это наследие, стараясь преодолеть все стоящие перед ними проблемы. И проблемы медленно, постепенно, но решаются, год от года увеличивается финансирование различных культурных программ. Конечно, нигде в мире культура не существует на добываемые ею средства, хотя именно она поднимает духовный уровень людей, помогает движению общества вперед. Необходимо возрождать самодеятельные творческие студии и коллективы, спортивные секции и студии детского технического творчества, решающие проблему досуга и нравственного воспитания детей, подростков и взрослого населения. В общеобразовательной школе больше внимания нужно уделять отечественной истории, особенно истории своего края, города, села.
- Как Вы считаете, почему наше общество все больше пропитывается низменными страстями, убивающими нравственность, культуру и ведущими к гибели государства? Не пора ли изменить требования к кандидатам на выборах? Подойдем ли мы к тому, что главным станет не вопрос о доходах кандидата, а его культурный уровень?
- Если больше пропитывается низменными страстями, значит, утратили то возвышенное, что имели. Пустоты не бывает, она непременно заполняется. Если мы говорим об утрате целого ряда институтов, формирующих нравственный облик человека, если мы говорим о том, что нередко в семье нет ориентации на высокие идеалы ( порой ввиду объективных материальных и психологических причин), то откуда же взять молодёжи ориентиры. Школьные, культурно-просветительные, спортивные учреждения не организуют целенаправленно нравственный досуг. А что остаётся? Улица, двор, подъезд? Это всегда были не высоконравственные образцы молодёжного досуга.
Должна возродиться система доступных учреждений досуга, формирующих нравственный, культурный облик подрастающего поколения. Государственная поддержка в создании этой системы учреждений должна быть непременно, государство в этом заинтересовано.
Говоря о кандидатах, участвующих в выборах различных уровней, по каждому из них всегда бывает предоставлена подробная информация, кроме того, избиратель имеет возможность встретиться с кандидатом и оценить и уровень его знаний, и компетенции, и уровень его культуры.
К сожалению, интерес к кандидатам проявляют очень немногие и не скоро, наверное, на выборах во главу угла будут ставить культурный уровень кандидата. Гражданская позиция избирателей в массе своей не высока, это свидетельство того, что ещё не сформировано гражданское общество, способное диктовать свои условия, способное делать "заказ" на личность кандидата.
- Сможет ли культура возрождаться и развиваться дальше, если не будет государственной поддержки? Что может сделать Дума для поддержки культуры?
- Без государственной поддержки не может развиваться культура. В бюджете страны, я в это верю, никогда не исчезнут позиции расходов на содержание учреждений культуры, на сохранение памятников истории и культуры, на развитие музейного дела, на содержание художественных и музыкальных школ и т.д. Хотелось бы, чтобы денег было больше.
Не все отрасли культуры могут сами себя поддержать и окупить ( как шоу-бизнес). Подлинная культура материально зависима от государства, и это правильно, потому что государство заинтересовано в общедоступности культурных ценностей. Билет в Третьяковку стоит 20-30 рублей (в зависимости от того, в какое здание вы идёте), от их продажи не покроешь расходы на содержание галереи. Библиотека должна быть доступна всем. Очень сложное положение в провинциальных библиотеках - и городских, и сельских, многие из них не могут выписывать нужную литературу и периодику. Культура же в "глубинках" зиждется на библиотеках и школах. Без государственной поддержки здесь не обойтись.
Россия хранит добрую память о меценатстве и благотворительности в развитии культуры. Нужен закон о меценатстве, он прорабатывается в Думе. В развитых странах деньги, затраченные на благотворительность, списывают с налогооблагаемой суммы. Чтобы не взваливать лишнее финансовое бремя на государство, нельзя откладывать принятие закона о меценатстве и благотворительной деятельности. Все заинтересованные стороны будут продвигать его скорейшее принятие.
- Как, Вы, считаете, культуры нашей самарской Провинции очень отстает от культуры российских "столиц"?
- Конечно, разрыв существует и с Москвой и Питером, но мы с вами без труда назовём целый ряд творческих коллективов (как профессиональных, так и самодеятельных) которые с интересом будут восприняты и столичной публикой и в любом городе России.
В столичных городах, Москве и Санкт-Петербурге, огромное количество сценических площадок, от маленьких клубных до больших концертных. И ежедневно всё работает, и ежедневно не пустуют залы.
Самаре есть, что предложить столичной публике.
Великолепно выступил на двух площадках (в Большом зале московской консерватории с пианистом Петровым Н.А. и в Концертном зале имени Чайковского с органистом Г.Я. Гродбергом) академический симфонический оркестр самарской филармонии под руководством Щербакова М.А.
С успехом прошел творческий вечер М.Левянта в московском доме композиторов.
Приятно было слушать нашего великолепного солиста Самарского театра оперы и балета Михаила Губского в Большом театре и зале московской Новой оперы. Его исполнение партии герцога в опере Дж.Верди "Риголетто" (в одном спектакле с Д.Хворостовским) вызвало восхищение зрителей.
Московская публика в восторге от таланта и исполнительского мастерства самарских бардов и Сергея Войтенко с его коллективом "Нон-стоп".
Выходим мы и на мировую арену. Тот же Сергей Войтенко - лучший баян Мира, самарский ансамбль "Классик домра" в прошлом году в Японии на Международном конкурсе, где участвовали музыканты из 38 стран, занял 2-ое место. Это просто блестяще!
Нельзя не сказать о Самарском художественном музее. Он проводит огромную работу по пропаганде художественного наследия. Нам есть, что вывезти для показа.
В феврале этого года я был на первой персональной выставке Александра Древина в Третьяковской галерее. Среди работ автора (автор репрессирован в 1938 году), впервые выставленных для показа широкой публике, были работы из музеев Москвы, Риги, Казахстана и несколько рисунков из нашего самарского художественного музея. Сейчас в картинной галерее на Неглинной 14 в коллекции "Русский авангард" выставлено несколько произведений неизвестных авторов из собрания самарского музея.
Реализуется программа культурного обмена со столицами.
То, что в Самаре проводятся фестивали: хорового, оперного и балетного искусства с участием столичных звезд, говорит о многом. Не зря В.Н. Минин назвал Самару "хоровой Меккой". С радостью читаются на афишах нашей филармонии имена: Владимира Спивакова, Николая Петрова, Дениса Мацуева .
А наши великолепные фольклорные коллективы, сохраняющие традиции культуры народов нашей многонациональной области. Я очень люблю народные коллективы - они приносят радость. Это искусство востребовано и в столицах - ведь мы многонациональное государство.
А ежегодные "Самарские ассамблеи", показывающие Самарский край в контексте мировой культуры и привлекающие внимание специалистов всего Мира, подтверждают что уменьшается наш разрыв в культурном соотношениями со столицами. Но, конечно, нам еще много не хватает, нужна всем финансовая поддержка.
Владимир Семенович! Большое спасибо Вам за беседу. Ждем скорейшего принятия закона о меценатстве. Удачи Вам и Вашим единомышленникам!
P.S. Когда, материал уже был сверстан, в самарских СМИ появилось сообщение: Самара "впереди Планеты всей" по количеству строящихся храмов.
И подумалось, что у всех верующих есть дети и внуки, и наверняка они хотят видеть их читающими Пушкина и Толстого, слушающими Чайковского и Прокофьева, знакомящимися с полотнами Сурикова и Левитана.
Нет, никто не идет против веры, но она не должна быть фанатичной. А нельзя ли с Божьей помощью в Самаре построить новые театры, помочь библиотекам, школам и музеям, несущим "разумное, вечное" самой пастве и их детям?
Галина Маевская